Прочность усвоения знаний в начальной школе

prochnost usvoeniya znanij v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Задача обучения заключается не только в том, чтобы обеспечить понимание изучаемого, но и в том, чтобы закрепить в памяти детей основные факты, определения, правила и выработать устойчивые, прочные навыки.

Для того чтобы добиться прочного усвоения знаний, надо прежде всего пробудить у детей интерес к изучаемому материалу и актив ную р аб оту мысли . Чем глубже интерес к предмету, чем активнее работает мысль ученика, тем прочнее усваивается изучаемый материал. Далее необходимо помочь детям установить разно о бр аз- ные смысловые связи изучаемого материала с ранее изученным и с их (учащихся) жизненным опытом . Чем богаче смысловые связи, тем легче удерживается в памяти изучаемый материал. Понимание, осмысливание учебного материала — основа его прочного запоминания.

Прочные знания давала и старая схоластическая школа, но она достигала этого путём механической зубрёжки. В отличие от неё, советская школа достигает прочности на основе предварительного сознательного овладения знаниями и навыками. Таким образом, прочность приобретает у нас вследствие соединения с сознательностью совершенно ин о е к ач е – ство.

Но для того, чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, недостаточно добиться только его понимания. Необходимо организовать его з аучив ан и е детьми. В каждом учебном предмете есть материал основной, который должен быть прочно закреплён в памяти (основные факты, определения, правила), и материал второстепенный, поясняющий основные положения. При организации заучивания надо помочь детям в ыд ел ить основной материал и поставить перед ними задачу — выучить, запомнить его.

Маленькие дети часто не умеют заучивать. Отсюда вытекает необходимость учить д ете й пр ав иль ны м пр иёмам з аучив ания .

В процессе заучивания различаются три основных этапа: осмысливание текста при первоначальном его чтении; воспроизведение текста, чередующееся с его чтением; закрепление усвоенного материала путём повторений, которые разделяются между собой более или менее значительными промежутками времени. Предлагая детям выучить учебный материал, надо разъяснить приёмы и последовательность заучивания и организовать специальные практические упражнения в классе для овладения этими приёмами.

Знание, не закрепляемое повторениями, постепенно забывается. Отсюда вытекает необходимость организ о в ать с ист е матич е с к о е п о – вт ор ение пр о йд е нн о го . Исходя из данных психологии, надо повторять с детьми выученное не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание ещё не началось. Опытные учителя начинают повторять материал уже на том уроке, на котором этот материал излагался, заставляя детей в конце урока воспроизвести основное содержание объяснённого или прочитанного. Далее детям даётся задание на дом повторить по учебнику и выучить объяснённое в классе. На следующем уроке учитель опрашивает детей, чтобы проверить выполнение домашнего задания. Этот опрос является новым повторением пройденного.

В дальнейшем надо повторять пройденное во всех случаях, когда оно помогает лучше понять новое, устанавливать связь нового с ранее пройденным.

Выполнение этого правила обогащает смысловые связи изучаемого материала и содействует более прочному его запоминанию.

Всё сказанное о закреплении знаний в значительной мере относится и к закреплению навыков.

Прочное овладение навыками достигается путём сознательного овладения ими, специальных тренировочных упражнений и применения в разнообразных условиях.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment