Политика партии и правительства в области народного образования

politika partii i pravitelstva v oblasti narodnogo obrazovaniya Обучение в советской школе

Основой развития культуры и просвещения в нашей стране является политика большевистской партии и Советского правительства.

Организатор и вождь партии большевиков Ленин неоднократно указывал, что буржуазия намеренно, руководствуясь своими корыстными интересами, отстраняет трудящихся от знания и культуры, обрекает массы народа на состояние невежества и темноты: «Интерес класса капиталистов, интерес всей буржуазии состоит в том, чтобы оставить рабочих невежественными и раздробленными…».

Основной предпосылкой культурного подъёма народа, распространения просвещения среди рабочих и крестьян партия большевиков считала свержение самодержавия, уничтожение буржуазно-крепостнических порядков, установление диктатуры рабочего класса. Этот революционный путь культурного развития страны подвергался критике и нападкам со стороны меньшевиков, которые всеми силами старались доказать, что социалистической революции должен предшествовать культурный подъём пролетариата и всех трудящихся.

Исторический опыт нашей страны доказал, что точка зрения большевиков оказалась единственно правильной. Именно на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя наша страна совершила культурную революцию и в короткий срок обогнала в отношении уровня развития просвещения трудящихся масс капиталистические государства.

Отличительной чертой советского строя является активное участие масс в управлении государством, в политической жизни страны, в развитии её экономики и культуры, в создании новых форм социалистического общежития. Это участие требует от трудящихся высокой культуры и образованности, овладения наукой и техникой. «…от раздавленного капитализма сыт не будешь, — говорил Ленин. — Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из неё построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем».

Ленин подробно развивал ту же мысль в своей знаменитой речи на 3 съезде РКСМ, призывая молодёжь к овладению наукой, к обогащению своей памяти знанием тех богатств, которые выработало человечество, к использованию всего прогрессивного, что создано в прошлом и необходимо для построения нового, социалистического общества.

О громадном значении науки, о необходимости глубокого овладения ею говорил и И. В. Сталин в своём выступлении на V3 съезде ВЛКСМ: «Рабочий класс не может стать настоящим хозяином страны, если он не сумеет выбраться из некультурности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он не овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе науки… Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с её многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало…».

Партия и правительство рассматривают науку и просвещение, образовательный и культурный подъём всего населения как важнейшее средство социалистического строительства, укрепления силы и могущества нашей родины, повышения производительности труда.

Роль просвещения и коммунистического воспитания особенно возрастает в период постепенного перехода нашей страны от социализма к коммунизму.

В условиях социалистического строя имеются все предпосылки для разрешения этой задачи. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем», — говорил товарищ Сталин в отчётном докладе ЦК ВКП(б) на XV3 съезде ВКП(б).

Грамотность и культурность трудящихся являются необходимым условием для понимания политики партии, отражающей жизненные интересы советского народа, для овладения марксистско-ленинской теорией, этим могучим средством революционного преобразования жизни на началах социализма и коммунизма. Без серьёзного образования, без знания основ современной науки молодёжь не может активно участвовать в построении коммунистического общества, полностью использовать движущие силы советского общества на благо родины.

Вот почему партия и правительство уделяют так много внимания развитию просвещения, укреплению школы, охвату школой всего подрастающего поколения нашей страны.

Это коренным образом отличает наше социалистическое государство от капиталистических государств, в которых школа превращена в орудие классового господства буржуазии, где право на образование является привилегией господствующих классов, а народ — рабочие и крестьяне — вынужден ограничиваться лишь начатками знаний или оставаться совершенно неграмотным.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment