Принципы советской системы народного образования

princzipy sovetskoj sistemy narodnogo obrazovaniya Обучение в советской школе

Народное образование в Советском государстве строится на подлинно демократических основах.

Ведущим принципом советской системы народного образования является общедоступность всех учебных заведений для всех граждан СССР, независимо от пола, национальности, расы и классовой принадлежности. Этим наша система народного образования коренным образом отличается от систем народного образования капиталистических государств, в том числе и бывшей царской России, систем, пропитанных сословными и классовыми ограничениями, расовой и национальной дискриминацией.

В каждом капиталистическом государстве параллельно существуют школы для буржуазии и других состоятельных слоёв населения и школы для трудящихся.

Первые дают молодёжи, преимущественно из числа господствующих классов, сравнительно широкое образование, открывают доступ в высшие учебные заведения; они хорошо оборудованы, обеспечены квалифицированными учительскими кадрами. Вторые же дают урезанное образование и не обеспечивают свободного продвижения в высшие звенья школы. Эти школы большей частью плохо оборудованы и испытывают недостаток в квалифицированных учителях. Деление общества на антагонистические классы неизбежно порождает двойственность и в системе школьного образования даже в тех государствах, в которых формально провозглашено право всех граждан на образование. В капиталистических государствах широко поощряется частная инициатива в открытии школ с высокой платой за обучение. Эти школы доступны только состоятельным слоям населения и поэтому неизбежно являются привилегированными по социальному составу учащихся. Формально в такую школу может определить своего ребёнка каждый гражданин, независимо от классовой принадлежности; фактически же этой возможностью пользуются только материально обеспеченные слои населения.

Нередко эти «объективно» действующие факторы, задерживающие культурный рост широких слоев населения в эксплоататорском обществе, дополняются прямым, хотя и секретным, запретом принимать в средние школы детей «низших» слоёв населения.

Примером подобной охраны привилегированного характера средних учебных заведений является известный циркуляр министра просвещения царской России Делянова, которым запрещалось принимать в гимназии «детей кухарок, лакеев, поваров, мелких лавочников» и т. п. В том или ином виде эти позорные явления имеют место во всех капиталистических государствах. «…чем более культурно было буржуазное государство, — говорил Ленин, — тем более утонченно оно лгало, утверждая, что школа может стоять вне политики и служить обществу в целом».

Наконец, для стран капитализма типична в деле народного образования национальная и расовая дискриминация.

Так, в стране «передовой» буржуазной демократии — США — негры лишены права посещать учебные заведения для белых. Для них создаются особые школы. Как правило, эти школы плохо оборудованы, для учителей установлены пониженные ставки заработной платы. Основная масса негритянского населения вследствие недостаточного количества школ остаётся или неграмотной, или вынуждена ограничиваться начатками образования. Особые, ухудшенные школы для туземцев создаются и в обширных колониальных владениях Англии, Франции и других стран. Коренное население представляет собой тёмную, неграмотную массу, нещадно эксплоатируе- мую колонизаторами. Возмутительное издевательство над коренным населением прикрывается лживыми фразами о «содействии» экономическому и культурному подъёму туземного населения.

Противоположную картину представляет состояние культуры и грамотности трудящихся всех национальностей в Советском Союзе. За годы существования советской власти народы бывших «окраин» царской России достигли высокого уровня культурного развития. Повсеместно, во всех союзных и автономных республиках, осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение, вводится всеобщее семилетнее образование; широкое развитие получила сеть средних школ, техникумов и высших учебных заведений.

Рост просвещения среди нерусских народов СССР характеризуется следующими сравнительными данными. В Узбекистане до революции было всего 160 школ, в которых обучалось 17,2 тыс. детей, а в настоящее время в республике насчитывается свыше 4,5 тыс. школ и почти миллион учащихся. Для подготовки учителей создано 5 педагогических и 10 учительских институтов, 22 педагогических училища. Имеются 2 университета и большое количество высших учебных -заведений, готовящих квалифицированные национальные кадры для всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства. В Таджикской ССР в 1914 г. один учащийся приходился на 2,5 тыс. человек, а в 1939 г. — 178 учащихся на одну тысячу населения.

Если количество обучающихся в общеобразовательной школе в 1939 г. по СССР в целом увеличилось примерно в четыре раза, то в Киргизии — в 30 раз в Туркмении — в 25,3 раза, в Казахстане — в 10 раз, в Армении — в 7,5 раза и т. д.

Более чем для 40 народностей создана письменность. Обучение в школах проводится на родном языке учащихся. В нерусских школах знания даются в том же объёме, что и в школах с обучением на русском языке.

Установлена единая система подготовки учительских кадров. Во многих союзных и автономных республиках для учащихся созданы школьные интернаты с полным содержанием учащихся за государственный счёт.

В мировой истории развития просвещения нет примеров такого мощного культурного роста народов, да их и не может быть в условиях классового эксплоататорского общества. Только социалистический строй открыл всем народам Советского Союза путь к знанию и просвещению, только в результате последовательного проведения ленинско-сталинской национальной политики созданы все условия для культурного подъёма каждой национальности нашей великой страны, для расцвета культуры каждого народа, культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию.

Это всемирно-историческое завоевание достигнуто благодаря братской помощи великого русского народа народам всех национальностей Советского Союза.

Подлинно демократический характер народного образования в СССР выражается также в равном праве на образование мужчин и женщин.

В бывшей царской России права женщин на образование всячески ограничивались. Женских учебных заведений было меньше, чем мужских. В женских гимназиях по сравнению с мужскими знания давались в уменьшенном, урезанном объёме. Среди нерусских народов женщины были сплошь неграмотными.

Тотчас же после завоевания власти рабочим классом женщины получили доступ в школы и другие учебные заведения наравне с мужчинами. Позорное и варварское отношение к женщине, насаждавшееся царским правительством, было полностью ликвидировано.

«У нас нет в России, — писал Ленин в 1921 г., — такой низости, гнусности и подлости, как бесправие или неполноправие женщин, этого возмутительного пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого корыстной буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого изъятия, странах земного шара».

В советской школе на равных основаниях обучаются как мальчики, так и девочки всех национальностей. В 1939 г. в высших учебных заведениях СССР число женщин составляло 43,1°/о, а в средних специальных школах — 51,6%.

Если же взять высшие учебные заведения европейских стран, то в 1937 г. число женщин по отношению к общему числу студентов там составляло 19,8%, а в Германии при фашистском режиме — всего 15,5%.

В Советском государстве нет «школ-тупиков», по окончании которых молодёжь не может перейти в средние или высшие учебные заведения.

И, наоборот, такие «школы-тупики» намеренно создаются в капиталистических странах, чтобы затруднить доступ детям трудящихся к среднему и высшему образованию. В Советском Союзе эта социальная несправедливость полностью уничтожена практической реализацией принципа единства школы.

В соответствии с провозглашённым и последовательно проводимым советской властью демократическим принципом свободы совести, школа в СССР отделена от церкви на основе декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 января 1918 г.

Отделение школы от церкви формально провозглашено и в некоторых буржуазно-демократических государствах. Но нигде, кроме СССР, этот принцип не проводится строго и последовательно. Религиозные влияния проникают в школу капиталистических стран по самым разнообразным каналам. В большинстве капиталистических государств обучение в школе носит конфессиональный (религиозный) характер, ибо реакционная буржуазия рассматривает религию и церковь как мощное и удобное орудие для осуществления обмана и эксплоатации трудящихся. Реакционная империалистическая буржуазия прилагает все усилия к тому, чтобы обеспечить церкви возможность внедрять в сознание молодого поколения продиктованную эксплоататорскими интересами капиталистов лживую буржуазную мораль, которую религия выводит из «велений бога».

Последовательное осуществление подлинно демократических принципов организации народного образования в СССР обеспечивается тем, что все школы находятся в руках государства.

Советское правительство зорко стоит на страже интересов трудящихся. Политика партии и правительства в области просвещения выражает жизненные интересы всего народа, его чаяния и стремления к радостной и счастливой жизни.

Благодаря тому, что школа находится в руках социалистического государства, в стране обеспечивается планомерное развитие школьной сети, более быстрый рост народного образования среди культурно отсталых в прошлом народов, широкий охват детей трудящихся школой и другими учебными заведениями, полная согласованность программ всех ступеней образования и единая, коммунистическая направленность обучения и воспитания молодого поколения советского народа.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment