В III и IV классах целесообразно предлагать следующие задания по составлению задач.
1. Составить новую задачу по аналогии с решенной: с подбором других числовых данных, с другим сюжетом, с другими величинами.
2. Составить задачу по краткой записи условия:
Для старшей дочери – 4м | Всего 14 руб. | |
Для младшей дочери – 3м |
Сколько рублей стоила ткань, купленная для старшей и младшей дочери отдельно?
3. Составить задачу по рисунку:
рис. 25
Сколько рублей уплатил ученик отдельно за тетради для себя и для брата?
4. Составить задачу по схеме:
рис. 26
Сколько килограммов картофеля собрали с каждого участка?
5. Составить задачу по чертежу:
рис. 27
Сколько километров прошел каждый пешеход до встречи?
6. Составить задачу по следующим признакам, данные взять из таблицы цен или скоростей:
Найти каждую стоимость Найти каждое расстояние
7. Составить задачу по формулам:
- 40 : (3 + 2) x 3 =
- 40 : (3 + 2) х 2 = 8.
8. Составить задачу на указанные арифметические действия.
9. Составить задачу указанного типа или вида.
Из рассмотрения перечисленных заданий можно видеть, что их выполнение способствует развитию у детей умения делать обобщения, когда они в задаче-образце, в рисунке, в схеме усматривают то общее, что характеризует данную группу задач; вместе с тем ученики упражняются и в конкретизации, облекая схему или формулу в задачу с определенным сюжетом, действующими лицами и предметами.