Планирование и проведение урока в начальных классах

planirovanie i provedenie uroka v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

При планировании урока с несколькими классами особенно важно правильно определить место и характер самостоятельной работы детей. Коренным недостатком уроков многих учителей двухкомплектных и однокомплектных школ является случайность и надуманность заданий, которые они дают для самостоятельных занятий учащихся. Часто эти задания учитель даёт классу не в целях разрешения каких-либо задач урока, а лишь для того, чтобы занять чем-нибудь детей, пока он будет проводить работу с другим классом. Отсюда недопустимая растрата времени на уроке, неизбежно влекущая за собой недоработку, отставание в прохождении программы и низкий уровень успеваемости учащихся.

Другой, не менее важный недостаток, с которым также приходится встречаться в практике двухкомплектных и однокомплектных школ, — это отсутствие достаточной подготовки детей к самостоятельной работе: учитель часто даёт детям самостоятельную работу, для выполнения которой учащиеся не обладают необходимыми знаниями и навыками и не владеют формой предложенной им работы.Самостоятельная работа на уроке может быть продуктивной при условии, если она предварительно хорошо продумана учителем и основательно им подготовлена. Недопустимо, чтобы самостоятельная работа учащихся на уроке была случайной или надуманной. Она должна строго соответствовать цели и содержанию урока и быть тесно связанной с непосредственной работой учителя.

Учитель иногда неправильно определяет место самостоятельной работы на уроке. Нередки случаи, когда учителя дают детям задания для самостоятельного изучения нового материала по учебнику без предварительного объяснения этого материала. Такая «самостоятельная» работа, по существу, повторяет собой имевшуюся в школах вредную практику, когда учащиеся, не имея ни соответствующих знаний, ни навыков, работали по заданию учителя над новым материалом, будучи предоставлены самим себе. Этот метод «самостоятельной» работы осуждён и не может иметь какого-либо применения на уроках. Самостоятельная работа учащихся при работе учителя с несколькими классами должна проводиться под руководством учителя и основываться на имеющихся у детей знаниях и навыках. Поэтому её место на уроке главным образом там, где проводится повторение или закрепление пройденного. Она должна быть дополнением непосредственной работы учителя, завершая её, когда закрепляется то, что учитель объяснил детям, и предшествуя ей, когда для усвоения нового материала требуется повторение пройденного.

При работе с несколькими классами необходимо, чтобы отдельные уроки были тесно связаны между собой не только по содержанию, но и в организационном отношении. Установление такой связи особенно важно в тех случаях, когда самостоятельная работа учащихся подготавливается учителем заранее, иногда за два, за три дня до её проведения.

Это обязывает учителя планировать свою работу с детьми не на один только предстоящий день, а на несколько дней вперёд. Такой план сначала составляется в общих чертах. В нём учитель намечает лишь содержание отдельных уроков.

image 14

Месяц, число, день

Урок по расписанию

Содержание работы по классам

Ход урока

 

 

 

 

 

Первоначально заполняются три графы. Графа, в которой записывается ход урока, заполняется не сразу, а постепенно, при подготовке к каждому очередному дню работы.

Для того чтобы наметить на несколько дней вперёд содержание отдельных уроков, учителю необходимо подробно ознакомиться с учебным материалом. При этом задача учителя заключается не только в том, чтобы правильно распределить материал по урокам, но и в том, чтобы установить между ними тесную связь. В плане работы учителя уроки должны быть представлены в определённой системе, части которой внутренне связаны между собой. Благодаря этому устраняется случайность и надуманность в выборе содержания и форм отдельных занятий с детьми и особенно самостоятельной работы учащихся.

В том случае, когда учитель ведёт урок в обоих классах по одному и тому же предмету, например, по грамматике, по арифметике, то, хотя он имеет дело и с различным материалом в каждом классе, всё же он оперирует близкими между собой представлениями и понятиями и это даёт ему возможность иногда объединять младших и старших детей для совместной работы. Приведём пример: учитель упражняет учащихся 4 класса в грамматическом разборе. К этой работе он привлекает и 2 класс. В написанных на доске предложениях для разбора учащиеся 2 класса указывают слова, обозначающие название предметов, действие, качество, определяют, на какой вопрос отвечает то или другое слово, отыскивают в словах по заданию учителя безударные гласные, сомнительные согласные и т. д., а учащиеся 4 класса разбирают эти же слова, указывая их грамматические формы, их морфологический состав, изменяя их по заданию учителя, и т. д. Или ещё пример: на уроке грамматики учитель намерен дать учащимся младшего класса самостоятельную работу — списать с доски текст и поставить в подчёркнутых словах ударения. Предварительно дети выполняют эти задания под руководством учителя устно. Они читают предложения и разбирают подчёркнутые слова, указывая, сколько в каждом слове слогов и на
какой слог падает ударение. К этому разбору учитель привлекает и учащихся старшего класса, усложняя для них задание. Предлагает, например, указать ударные и безударные гласные в других словах предложений, придумать к подчёркнутым в тексте словам однокоренные слова и составить с ними предложения и т. д.

Точно так же можно проводить совместную работу классов на уроке арифметики, упражняя детей в устном счёте.

Совместная работа обоих классов в начале урока полезна в том отношении, что она дисциплинирует детей, создаёт у них с самого начала урока рабочее настроение, возбуждает внимание и интерес к предмету занятий. Поэтому очень важно, чтобы эта работа не отрывалась от остальной части урока, а использовалась бы учителем как исходный момент для дальнейшего ведения урока.

Однако совместную работу двух классов следует рассматривать как отдельный приём, который можно применять лишь в том случае, если он целесообразен, исходя из задач урока и характера учебного материала, В большинстве же случаев учитель, работающий с несколькими классами, должен начинать урок с задания для самостоятельной работы каждому классу. Характер этих заданий будет различным в зависимости от содержания и типа уроков.

Различают три основных типа уроков с двумя классами:

а) урок, на котором в обоих классах изучается новый материал;

б) урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом идёт закрепление, повторение пройденного или учёт;

в) урок, на котором в обоих классах предметом занятия является повторение пройденного или учёт.


Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал , планируется следующим образом:

image 15

Урок начинается, как это видно из приведённой схемы, самостоятельной работой детей в младшем классе и непосредственной работой учителя в старшем. Это типично для урока, на котором в обоих классах изучается новый материал. В старшем классе учителю легче дать детям в начале урока самостоятельную работу, чем в младшем. У детей старшего класса больше знаний, они быстрее усваивают задание, чем дети младшего класса, у них больше и умения и навыков выполнять задания учителя самостоятельно. Благодаря этому учитель сравнительно легко может дать в старшем классе задание и организовать детей для самостоятельной работы и, таким образом, освободить время для объяснения нового материала в младшем классе. Но не исключена возможность и такого построения урока, при котором учитель вначале даёт задание для самостоятельной работы младшему классу. Это возможно и целесообразно в том случае, если самостоятельная работа, которую учитель намерен дать детям для подготовки к изучению нового материала, тесно связана с выполненной учащимися домашней работой и полностью опирается на только что пройденный ими учебный материал.

Так, например, если учитель намерен объяснить детям вычитание в пределе 20 с переходом через десяток (15 — 7), то, очевидно, предварительно он должен повторить с ними разложение числа на составляющие части (7 = 5 + 2), вычитание из 10 (10 — 2) и вычитание из двузначного, когда в остатке получается 10 (15 — 5 = 10). Всё это было предметом изучения и упражнения детей на предыдущих уроках. Подобные примеры, несомненно, входили и в домашнюю работу детей, и поэтому учителю нетрудно организовать самостоятельное повторение этого учебного материала, как основы для объяснения нового случая вычитания.

Таким образом, учитель начинает урок непосредственной своей работой с тем классом, в котором легче и быстрее можно дать детям самостоятельную работу. Последняя может заключать в себе не только подготовку к изучению нового материала, но и самостоятельную проверку выполнения домашней работы. В зависимости от того, в каком классе учитель начнёт свою непосредственную работу с детьми, определяется и дальнейший ход урока. Если учитель в начале урока даёт задание для самостоятельной работы младшему классу, то объяснение нового материала в этом классе будет проводиться во вторую половину урока, а в старшем классе — в первую половину урока. В соответствии с этим распределяется и самостоятельная работа детей. Определяя ход урока, учителю не следует забывать, что место его непосредственной работы с детьми на уроке зависит главным образом от характера того учебного материала, который он должен объяснить детям. Если этот материал труден для усвоения и вследствие этого потребуется после объяснения первоначальное закрепление его на этом же уроке, то, очевидно, объяснение его должно быть проведено в первой половине урока.

В то время когда в одном классе объясняется задание, в другом дети самостоятельно готовятся к работе с учителем; просматривают выполненную ими домашнюю работу, списывают с доски указанный учителем текст; знакомятся с новым материалом по книге и пр.

Объяснение нового материала как в младших, так и в старших классах завершается заданием для самостоятельной работы. Дети начинают выполнять самостоятельную работу сначала под непосредственным наблюдением учителя. Для этого выделяется несколько минут, из общего бюджета времени, отведённого на объяснение нового материала. Затем дети работают совершенно самостоятельно. При этом часть работы, в пределах оставшегося времени, они выполняют в классе, а часть дома. В том классе, где учитель проводил объяснение нового материала во второй половине урока, дети выполняют только небольшую часть самостоятельной работы — они начинают её в классе и заканчивают дома.

При планировании урока, на котором в одн о м кл ас с е изуч ается новый материал, а в другом проводится закрепление или повторение пройденного или учёт знаний уча- щ их ся , ход работы определяется в зависимости от того, в каком классе предполагается изучение нового материала. Так, например, если объяснение нового материала учитель будет проводить в старшем классе, то урок может быть построен примерно по следующему плану:

image 16

Урок начинается работой учителя с детьми младшего класса и самостоятельной работой учащихся старшего класса. Такое начало урока, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом идёт закрепление, повторение пройденного или учёт знаний детей, является обычным. Только в том случае, если класс, в котором проводится закрепление или повторение пройденного, уже имеет задание для самостоятельной работы, полученное им на предыдущем уроке, или, если дети продолжают на данном уроке работу, частично выполненную ими дома, то учитель может начать урок с непосредственной работы в другом классе. В соответствии с этим, изменится и распределение на уроке самостоятельной работы по классам. Однако в большинстве случаев учителю надо держаться правила — начинать такие уроки с задания для самостоятельной работы тому классу, в котором намечено закрепление или повторение пройденного или письменная проверка знаний учащихся. Это даст учителю возможность освободить значительную часть времени на уроке для объяснения нового материала другому классу. Но при этом надо иметь в виду, что в том классе, в котором идёт закрепление или повторение пройденного, необходимо предусмотреть время в пределах 10 — 15 минут после самостоятельной работы детей для непосредственных занятий с ними учителя.

Только при этом условии закрепление или повторение пройденного материала может быть успешным. Объяснение нового материала и последующая самостоятельная работа детей на данном уроке планируется так же, как и на уроке изучения нового материала в обоих классах.

Урок, на котором в обоих классах содержанием работы является по – вторение про йденного материала , не представляет каких-либо особых трудностей для построения. На таких уроках учитель имеет более широкие возможности для проведения самостоятельной работы детей, чем на уроках двух предшествующих типов. Примерный план урока, на котором в том и другом классе работа проводится на известном уже детям учебном материале, может быть представлен в следующем виде:

image 17
image 18

На данном уроке учитель начинает непосредственную работу с детьми в том классе, где легче дать самостоятельную работу или где необходимо предпослать заданию для самостоятельной работы устные упражнения или беседу с детьми. Если в одном из классов на данном уроке предполагается провести контрольную работу, то с этим классом учителю и следует начать работу. Получив от учителя задание для контрольной работы, дети могут в течение всего урока работать самостоятельно.

Если в обоих классах намечается закрепление или повторение пройденного, то это осуществляется и в непосредственной работе учителя с тем и другим классом и в самостоятельных занятиях детей.

Непосредственная работа учителя с детьми по закреплению или повторению пройденного на таких уроках является совершенно обязательной. Нельзя в этих случаях ограничиваться только самостоятельной работой детей, как это. часто бывает на практике.

В приведённой схеме урока непосредственная работа учителя в младшем классе намечена после задания старшему классу, которое учитель даёт в начале урока. В старшем же классе непосредственная работа учителя с детьми по закреплению или повторению пройденного предусматривается в начале урока в связи с объяснением задания для самостоятельной работы и после самостоятельной работы детей в связи с её проверкой.

На уроках этого типа учитель может иногда планировать самостоятельную работу детей одновременно в обоих классах. Это имеет место чаще всего на уроках арифметики и правописания, когда непосредственная работа учителя по закреплению и повторению пройденного с детьми выражается в форме упражнений, отдельные виды которых дети выполняют самостоятельно.

При планировании ур ока стремя и четырьмя клас – с ами распределение времени на уроках обусловливается главным образом степенью сложности содержания работы по отдельным классам. Понятно, что в том классе, где материал урока сложнее, там и времени на непосредственную работу учителя с детьми должно быть выделено больше. Изучение нового материала, как правило, требует от учителя больше непосредственной работы с детьми, чем закрепление или повторение пройденного. В тех классах, где самостоятельная работа на основе ранее подготовленного материала возможна в течение большей части урока, непосредственная работа учителя занимает не более 5 — 10 мин. Этого вполне достаточно для того, чтобы просмотреть работы детей, дать необходимые указания или изменить характер задания.

Основное внимание учителя должно быть обращено на занятия с детьми в том классе, где изучается новый материал. В начале урока целесообразно дать в этом классе небольшое задание для самостоятельной работы, например: проверить домашнюю письменную работу по данному на доске тексту, проверить правильность решения заданных на дом задач и примеров по данному учителем готовому решению, рассмотреть предмет изучения или его изображение, провести по указанию учителя наблюдения, вспомнить пройденное и подготовить ответы на вопросы учителя и т. д.

Выполнение каждого из этих заданий не должно занимать более 5 минут. В это время учитель даёт остальным классам заранее подготовленную самостоятельную работу и затем приступает к объяснению нового материала.

Общую схему плана урока с несколькими классами можно представить в следующем виде:

1.    Небольшое задание для самостоятельной работы тому классу, с которым учитель намечает в первую очередь провести непосредственные занятия.

2.    Задание каждому из остальных классов или для продолжения упражнений, проводившихся на предыдущем уроке, или для выполнения ранее подготовленной самостоятельной работы.

3.    Проверка самостоятельной работы в том классе, где учитель начинал урок. Объяснение нового материала, в этом классе или упражнение учащихся под непосредственным руководством учителя. В том и другом случае непосредственная работа учителя заканчивается заданием учащимся для самостоятельной работы в классе и дома.

4.    Переход к тому классу, в котором самостоятельная работа учащихся была рассчитана на тот же срок, что и непосредственная работа учителя в предыдущем классе.

Занятия учителя в данном классе заключаются в беглом просмотре самостоятельной работы и указаниях учащимся для дальнейшего её продолжения или в объяснении нового материала, требующего небольшого количества времени (10 — 15 минут), с последующим заданием для самостоятельной работы (в классе и дома), или в упражнениях учащихся с дальнейшим переходом их к самостоятельной работе.

5.    Последовательный переход к каждому из остальных классов, в которых непосредственная работа учителя в соответствии с оставшимся временем выражается: при ограниченном времени (10 — 15 мин.) — в беглом просмотре самостоятельной работы учащихся в обоих классах и заданиях на дом; при достаточном времени (20 — 25 мин.) — в просмотре самостоятельной работы и указаниях учащимся, для её продолжения в одном из классов, и в объяснении нового материала или в упражнениях до конца урока — в другом.

Эта схема может изменяться в зависимости от содержания работы в каждом классе и целей, которые ставятся учителем. Но при всех условиях она должна удовлетворять основному требованию: урок с тремя или четырьмя классами необходимо так планировать, чтобы н е п о ср ед с тв е нная р аб от а уч ителя с детьми в основном сводилась к занятиям с од ним ил и дв умя классами, в остальных же классах в течение всего учебного часа должна быть обеспечена самостоятельная работа детей, требующая лишь общего наблюдения учителя.

Наиболее сложными и ответственными уроками в условиях работы учителя с несколькими классами являются те, на которых в одном или в двух классах изучается новый материал. Сложность проведения таких уроков- заключается в том, что каждый урок в классе, где изучается новый материал, должен проходить при большем или меньшем непосредственном участии учителя. Это требует от учителя умения вести урок по плану, по возможности уплотнять свою работу и в то же время проводить её на каждом этапе с такими результатами, чтобы она обеспечила готовность перехода детей к следующему этапу. Например, подготовка к восприятию нового материала должна проводиться так, чтобы она действительно способствовала усвоению этого материала; объяснение нового материала должно в достаточной мере ориентировать каждого ученика в дальнейших самостоятельных занятиях.

Повторение пройденного с целью подготовки детей к восприятию нового материала может быть проведено путём самостоятельной работы детей, но при условии последующего непосредственного повторения этого материала с учителем. При этом надо иметь в виду, что задания для самостоятельной работы детей в этом случае должны быть весьма несложными, вполне доступными для выполнения и по содержанию, и по форме. Для самостоятельного повторения пройденного перед изучением нового материала можно давать только то, что было хорошо усвоено детьми и что не потребует от учителя большой затраты времени на объяснение задания. Вместе с этим надо выбирать такие виды самостоятельной работы, техникой выполнения которых дети хорошо овладели.

К самостоятельной работе наиболее лёгкой по форме в данном случае можно отнести тихое чтение с подготовкой ответов на вопросы, записанные учителем на доске; списывание текста или выписывание из текста определённых слов или предложений с различного рода изменением форм слов, подчёркиванием и пр.; письменное решение примеров и задач.

В условиях работы учителя с несколькими классами подготовку детей к урокам, на которых изучается новый материал, целесообразно осуществлять заранее, на предыдущих уроках по данному предмету. Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда требуется повторить значительный по объёму или трудный по содержанию учебный материал. Но если самостоятельная работа по содержанию и по технике выполнения хорошо известна детям, например решение числовых примеров определённого типа, и задание по этой работе не требует от учителя подробных пояснений, то такую работу можно дать прямо на уроке перед объяснением нового материала, не связывая её с выполнением домашнего задания.

То же следует сказать и о самостоятельном повторении по учебнику. Эта работа также может быть дана на самом уроке без предварительной её подготовки, если дети хорошо знают порядок её выполнения.

Иногда новый материал не требует предварительного повторения какого-либо вопроса из пройденного, например чтение новой статьи, не связанной по содержанию с предшествующим материалом, начало новой темы или раздела программы и т. д. В таких случаях урок должен начинаться непосредственной работой учителя. Но иногда бывает целесообразно предварительно, до изучения нового материала, познакомить детей с его содержанием путём самостоятельной работы детей. Например, прежде чем читать с детьми рассказ, учитель может дать им предварительно прочитать его самостоятельно (если рассказ вполне доступен для них).

В качестве самостоятельной работы перед изучением нового материала может быть непосредственное наблюдение детьми объекта изучения или предварительное ознакомление с ним по его изображению. Рассмотрение иллюстраций к материалу урока, анализ картин, предназначенных для развития письменной речи, могут быть предметом самостоятельной работы детей. Подобные работы развивают наблюдательность детей, уточняют их представления, оживляют непосредственный опыт детей и возбуждают у них интерес к занятиям й благодаря этому обеспечивают устойчивое внимание детей в последующей их непосредственной работе с учителем.

Таким образом, если в обоих классах на уроке изучается новый материал, то учитель имеет ряд возможностей к тому, чтобы первый этап урока — подготовку детей к восприятию нового материала — провести в одном из классов путём самостоятельных занятий. Эти занятия, как уже было сказано выше, обязательно завершаются непосредственной работой учителя. Только при этом условии самостоятельная работа будет полезной в дальнейшем, при изучении нового материала.

При проведении урока с двумя или несколькими классами учитель руководствуется теми же общими дидактическими принципами, что и при работе с одним классом. Но при объяснении нового материала в условиях работы с несколькими классами необходимо учитывать ещё одно весьма важное обстоятельство. Вслед за объяснением нового материала должна идти самостоятельная работа детей. Это обязывает учителя так проводить объяснение, чтобы оно подготавливало детей к самостоятельной работе.

Поэтому, всемерно активизируя восприятие детей, учитель в процессе продвижения их от незнания к знанию стремится к действенному овладению ими учебным материалом. Так, например, объясняя детям умножение трёхзначного числа на двузначное, учитель на первом примере последовательно рассказывает и показывает, как надо производить умножение. На втором примере он уже привлекает к объяснению самих детей, ставя перед ними вопросы: с чего надо начинать умножение? что надо делать потом? где надо подписывать второй результат умножения? почему? и т. д. Не ограничиваясь объяснением изучаемого действия на двух примерах, учитель берёт ещё один пример, сначала повторяет с детьми порядок действия, а затем предлагает решить этот пример в тетрадях. Потом этот же пример решается одним из учеников на доске, дети последовательно проверяют правильность решения примера в своих тетрадях. Если окажется, что трёх примеров недостаточно для полного усвоения детьми данного действия, то следует взять ещё один пример и провести его решение также при активном участии детей.

Так же надо проводить объяснение нового материала по грамматике и правописанию. Если вслед за объяснением учителя дети будут самостоятельно разучивать новый материал по учебнику, что чаще всего имеет место на уроках истории, географии и естествознания, то в объяснение совершенно обязательной частью должно войти чтение текста учебника. Это может быть осуществлено попутно с объяснением нового материала, если последний делится на логически законченные части. Тогда после объяснения каждой части учитель читает с детьми соответствующее место из учебника. Но чаще всего чтение учебника проводится после объяснения всего материала.

Объяснение нового материала в условиях работы с несколькими классами надо доводить до такой степени сознательного усвоения его, при которой дети могли бы совершенно самостоятельно воспроизвести то, что объяснял учитель.

Первые упражнения для закрепления пройденного по возможности должны проводиться под непосредственным руководством и наблюдением учителя. При этом необходимо организовать работу так, чтобы она охватывала весь класс, чтобы каждый ученик действительно упражнялся.

При занятиях с двумя классами такая организация работы имеет большое значение для последующих самостоятельных упражнений детей. Через непосредственную работу с учителем дети не только хорошо усваивают сущность задания, но и приобретают некоторые навыки правильной организации самостоятельной работы. Последнее особенно важно, так как самостоятельная работа детей только в том случае будет продуктивной, если они достаточно хорошо владеют формой этой работы.

Если письменным упражнениям детей предшествует устное выполнение задания, то в этих случаях самостоятельная работа может быть разделена на две части. Например, самостоятельное составление письменных ответов на вопросы по прочитанному проводится следующим образом: дети читают написанные на доске вопросы и самостоятельно обдумывают ответы; учитель спрашивает детей, исправляет и дополняет их ответы, после чего дети самостоятельно составляют письменные ответы и проверяют написанное, пользуясь книгой.

Самостоятельную работу надо готовить с таким расчётом, чтобы её хватило не только среднему, но и хорошему ученику, т. е. надо давать её «с запасом», как говорят опытные учителя. Однако добавочные задания следует давать не сразу, а только после выполнения обязательной для всего класса работы. В противном случае дети, стараясь выполнить больше, будут торопиться и делать работу небрежно.

На уроке учитель ведёт свою непосредственную работу то с одним, то с другим классом. Занимаясь с одним классом, учитель, однако, не оставляет без внимания и другой класс. Он наблюдает за самостоятельной работой детей и в нужных случаях приходит к ним на помощь. Для этого он прерывает на несколько минут свою непосредственную работу, дав классу небольшое задание, и переходит к классу, работающему самостоятельно. Учитель обходит детей, бегло просматривает их работы, делает замечания и указания отдельным ученикам или задаёт вопросы и по ответам и просмотру их работ делает указания всему классу.

Наблюдая за самостоятельной работой класса, учитель должен прежде всего следить за слабо успевающими учениками и чаще проверять их работу. Можно применять различные способы предупреждения ошибок при выполнении задания. Например, по арифметике или орфографии учитель может написать на листках бумаги и дать слабо успевающим детям необходимые для выполнения задания орфограммы, образцы правильно решённых примеров или задач, аналогичных тем, которые даны в задании, и т. п.

В условиях работы с двумя классами особенно важное значение приобретает домашняя работа детей. Правильно поставленная домашняя работа помогает закреплению знаний учеников и тем самым облегчает организацию самостоятельной работы на уроке. Домашняя работа в условиях занятий учителя с несколькими классами, как правило, должна быть неразрывной частью самостоятельной работы детей в классе. При этом условии она будет всегда продуктивной.

Серьёзное внимание необходимо обратить на проверку результатов самостоятельной работы как классной, так и домашней. Пусть дети выполнили самую незначительную работу, например, списали с доски в тетради, учитель всё же должен просмотреть, как это они сделали, выполнили ли те указания, которые им были сделаны перед работой.

В практике лучших учителей нередко можно встретить самостоятельную проверку детьми своей работы по данному на доске тексту или решению, а также путём сличения с учебником. Это очень полезный вид работы, особенно при упражнениях по орфографии и при решении трудных примеров и задач. Однако самостоятельная проверка детьми выполненной ими работы ни в коей мере не должна исключать последующей проверки работы учителем не только в классе, но и дома. Особенное значение имеет домашняя проверка самостоятельных работ детей. Опытные учителя обращают на это большое внимание. Проверка работы детей учителем дома необходима при всех видах письменной самостоятельной работы детей в классе. Она является одним из лучших средств повышения успеваемости учащихся, так как, проверяя письменные работы, учитель видит ошибки детей и поэтому будет знать, в чём нужно прийти на помощь тому или другому ученику. Одна коллективная проверка в классе не обеспечивает индивидуального подхода к ученику при последующих работах с ним учителя.

Внимательное и заботливое отношение учителя к самостоятельной работе детей и учёту её имеет глубокое воспитательное значение. Только при систематическом учёте результатов самостоятельных занятий, при работе в классе над допущенными ошибками дети поймут, что эти занятия так же важны, как и непосредственная работа с учителем. Это будет развивать у детей сознание их ответственности за выполнение заданий, будет укреплять дисциплину на уроках и способствовать общему подъёму качества работы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment