Элементарные состязания в начальных классах

elementarnye sostyazaniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Состязания могут включаться в содержание школьных утренников, в программы праздников, организуемых в свободное от учения время и во время школьных каникул. В состязаниях могут принимать участие все желающие школьники, которые по состоянию здоровья отнесены врачом к сильной и основной медицинским группам.

Состязания могут проводиться по одному, по двум, но не более чем по трём видам физических упражнений одновременно. В обычные выходные дни лучше устраивать состязания по одному какому-нибудь виду и раздельно для учеников 1—2 или 3—4 классов, что значительно облегчает подготовку и проведение состязаний. В программу школьных праздников могут входить состязания по двум или трём видам физических упражнений и тоже отдельно для 1—2 и 3—4 классов.

В результате состязаний можно выявить не только учащихся победителей по отдельным видам, но и лучшие команды классов (школы), смотря по тому, какие условия будут установлены и как состязания будут проводиться.

Самой простейшей формой состязаний-игр является проведение первенства по одному какому-нибудь виду упражнений в свободное от учебных и других занятий время с неограниченным, иногда случайным составом детей — участников состязания. Такие состязания-игры могут быть организованы, например, среди детей, собравшихся поиграть на школьном дворе, на прогулке, на детском утреннике и т. д.

Победителем признаётся тот, кто лучше других выполнит то или иное упражнение (например, скорее своих товарищей пробежит заданное расстояние, дальше всех бросит мяч, выше других перепрыгнет верёвочку и т. д.).

Но такими состязаниями случайного характера ограничиваться не следует.

Хорошо организуют детей и представляют для них большой интерес элементарные состязания, устраиваемые хотя бы по одному виду упражнений (например, по бегу, прыжкам или равновесию и т. п.) прежде внутри классов, а потом и между классами (отдельно, по объединениям 1—2 и 3—4 классов).

Внутри каждого класса выявляются победители, а затем между ними проводится первенство на лучшего по школе бегуна, прыгуна, метателя (отдельно, по объединениям классов).

Если каждый класс, проведя свои внутриклассные соревнования, выставит команду лучших физкультурников (например, в составе 5—8 человек, смотря по условию), то в этом случае можно провести состязание между командами (1—2, 3—4 классов) по данному виду упражнений на первенство школы.

Точно так же организуются состязания и по двум-трём видам упражнений одновременно, причём победителями считаются те отдельные участники или команды, которые покажут лучшие результаты по двум (или трём) видам суммарно. Результаты участия учитываются очками. Отдельный участник или команда, набравшие больше очков, побеждают. Остальные занимают соответствующие порядковые места (второе, третье и т. д.)

Приводим примерный перечень видов элементарных состязаний по простейшим физическим упражнениям.

1—2 КЛАССЫ.

1.    Пробежать с обручем по дорожке шириной 50 см, длиной 25 м так, чтобы обруч не закатывался за боковые границы дорожки. За каждые 5 м правильного пробега засчитывается по 1 очку.

2.    Пробежать с короткой скакалкой по дорожке длиной 25 м так, чтобы не задевать верёвочки ногами. За каждые 5 м правильного пробега засчитывается по 1 очку.

3.    Сделать наибольшее количество попаданий шестью малыми мячами (снежками) в круг диаметром 40 см, нарисованный на щите или глухом заборе, с расстояния 3 м. За каждое попадание засчитывается по 1 очку.

4.    Бросить как можно дальше палочку длиной 60 см. Одна пятая часть участников (из числа наиболее далеко закинувших свои палочки) получает по пять очков; по четыре очка засчитывается следующей пятой части участников, палочки которых легли ближе, и т. д.

5.    Пробежать прыжками по 10 кружочкам (каждый диаметром 30 см), нарисованным на земле, не наступая на границы этих кружочков. За каждые два правильных прыжка засчитывается по 1 очку.

6.    Прыгнуть возможно большее количество раз через длинную кружащуюся скакалку. Принцип оценки аналогичен применяемому для учёта результатов при метании палочек.

7.    Проехать на салазках с горки условленным способом возможно дальше. Оценка аналогична описанной в упражнении 4.

8.    Спуститься пять раз на лыжах с горки, подъехав под воротца из лыжных палок. За каждый удачный проезд воротец засчитывается по 1 очку.

3—4 КЛАССЫ.

1.    Пробежать на скорость 40 м. Бегают по два участника взапуски. По часам с секундной стрелкой (лучше по секундомеру) отмечается время прибывшего первым. Второму скидывается со времени первого по одной секунде за каждый метр отставания.

2.           Бег на коньках — условия одинаковы с предыдущим примером.

3.    Бросить маленький мяч возможно дальше по коридору шириной 10 м (коридор — полоса, отмеченная на земле двумя линиями). Оценка аналогична описанной в упражнении 4 для 1—2 классов.

4.    Сделать наибольшее количество попаданий пятью стрелами, выпущенными из лука, в хворостяную плетёнку размером 60 х 60 см с расстояния 8 м. За каждое попадание засчитывается по 1 очку.

5.    Прыгнуть через верёвочку с разбега возможно выше (прыгают по очереди); высота верёвочки с каждым разом поднимается на 5 см. Оценка аналогична описанной в упражнении 4 для 1—2 классов.

6.    Прыгнуть с разбега возможно дальше. Оценка аналогична описанной в упражнении 4 для 1—2 классов.

7.    Спускаясь на салазках с горки, успеть схватить возможно больше флажков из пяти расставленных по склону. За каждый схваченный флажок засчитывается по 1 очку.

8.    Пробежать на лыжах на скорость 500 м. Условия одинаковы с описанными в примере 1.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment