Текст учебника по географии в большей своей части состоит из статей и в меньшей части из географических очерков и рассказов.
Географические очерки и рассказы, если содержание их несложно и опирается на имеющиеся уже у детей представления и понятия, могут служить отправным пунктом при объяснении в классе нового материала после краткой вступительной беседы учителя. Они прочитываются детьми вслух и разбираются самым подробным образом. При этом учитель помогает детям отделить географическое содержание от фабулы, осмыслить содержание, перейти от конкретного и частного к выводам и обобщениям. Если же географический очерк или рассказ могут быть поняты детьми только после объяснения нового материала, то чтение их приобретает характер иллюстрации и служит целям закрепления в памяти детей нового материала в живых конкретных образах.
Поскольку деловые статьи учебника представляют собой как бы конспективные схемы, обязанность учителя заключается в том, чтобы оживить эти схемы, заполнить их конкретным содержанием. В этих целях чтению предшествует рассказ учителя, сопровождаемый работой с картинами и картами. И лишь после того, как объяснение нового материала наметит пути для обобщения, детям предлагается приступить к чтению соответствующей статьи по учебнику.
Читая учебник, дети могут воспринять географические факты порознь, в отрыве один от другого. Поэтому весьма важно во время классного чтения помогать детям в установлении многообразных связей между отдельными географическими фактами.
Огромные изменения в хозяйстве и быте народов СССР, произведённые за годы сталинских пятилеток, как показывает опыт, хорошо могут быть поняты детьми через сопоставление нового со старым. Поэтому, рассказывая детям об успехах социалистического строительства и читая с ними на эту тему статьи из учебника, учитель приводит для сравнения соответствующие факты из прошлого. Так, например, рассказывая детям о жизни населения сухих степей, учитель сравнивает:
— Раньше в сухих степях во время зимних метелей и гололедицы много скота погибало от голода.
— Теперь казахи летом косят траву и запасают сено на случай зимней бескормицы. Оттого во время метелей и гололедицы скот не гибнет.
— В сухих степях пресная вода очень ценится. Раньше колодцы были в руках богачей-баев. Этим баи пользовались, чтобы иметь власть над бедняками. Давая воду, они заставляли работать на себя.
— Теперь колхозники сообща копают колодцы и устраивают пруды. Вода принадлежит всем трудящимся.
В таком же, примерно, плане излагают этот материал и учащиеся при ответах учителю.
Географические объекты и их типичные черты могут быть связаны в сознании ребёнка при помощи сравнения, нахождения сходства и различия. Например, сходство между климатом южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа состоит в том, что в обоих указанных районах нет настоящей, северной зимы с её длительным морозным периодом и постоянным снеговым покровом. Разница заключается в количестве выпадающих осадков. Южный берег Крыма — сухие субтропики. Черноморское побережье Кавказа — влажные субтропики.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова