I. Мобилизующий этап
Учитель. Я прочитаю стихотворение. Постарайтесь запомнить все слова, имеющие звук, о котором мы говорили на предыдущем уроке.
(Учащиеся называют слово со звуком [в].)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Какой буквой обозначается звук [в]?
Ученик. Звук [в] обозначается буквой в.
Учитель. Определите, с какой буквы в (заглавной или строчной) надо написать слово воробьиха и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Слово воробьиха надо написать с заглавной буквы, потому что это первое слово в предложении. Значит, тема урока: «Заглавная буква В». (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы установили. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву В, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения воробья
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы В
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы В;
2) письмо учащимися заглавной буквы В в воздухе;
3) письмо учащимися заглавной буквы В в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний с заглавной буквой В:
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании мы напишем заглавную букву В со строчной гласной о. Во втором – заглавную букву В со строчной гласной и. В третьем – заглавную букву В со строчной согласной к. При повторе между первым и вторым буквосочетанием надо написать прямую наклонную линию с петелькой вверху. Между вторым и третьим буквосочетанием надо написать две прямые наклонные линии с петелькой вверху. (Учитель указывает способы соединений букв. Учащиеся осуществляют запись с комментированием.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске запись:
Вавилон, Вакулов, Василиса
Учитель. Прочитайте слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Первым запишите слово, в котором имеются только слоги-слияния. (Учащиеся пишут с комментированием слово Василиса.)
Учитель. Вторым запишите слово, в котором все согласные звонкие. (Учащиеся обосновывают выбор и записывают слово Вавилон. Учитель сообщает значение слова.)
Учитель. Укажите признак, позволяющий выделить оставшееся слово. (Например, в слове Вакулов ударение падает на второй слог, а в остальных словах – на третий.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
Влас у (река), Васса у (город).
СПРАВКА: Выкса, Висла.
Учитель. Восстановите пропущенные в предложении слова, используя справку. Подсказка: в названии города нет букв, обозначающих мягкие согласные звуки. (Учащиеся восстанавливают и записывают с комментированием предложение Влас у Вислы, Васса у Выксы.)
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите коротко о своей работе на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007