Наше письмо, являясь звуковым, передаёт буквами звуковой состав слова, порядок звуков в слове (например, слово стол, которое мы слышим и сами произносим, мы не можем написать как стул, или как сотл и т. п.). Поэтому первым, совершенно необходимым условием правильного письма является умение расчленять слово на составляющие его звуки. Тот, кто не умеет это делать, может лишь скопировать слово, но не написать его самостоятельно, как членораздельное сочетание звуков. Вот почему обучение грамоте так называемым методом целых слов не обеспечивало грамотности учащихся, и, наоборот, аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте является необходимым условием успешного усвоения грамотного письма. Звуковым анализом слов, делением их на слоги и звуки, следует заниматься и в послебукварный период, до тех пор, пока дети не овладеют умением расчленять слова настолько, что не будут пропускать букв в слове, переставлять их и заменять другими буквами. Слабые ученики с запущенной грамотностью, даже в 3 — 4 классах, нуждаются в этих упражнениях, если в их письменных работах встречаются пропуски букв и другие искажения слов.
Наше письмо, однако, не передаёт всего многообразия звуков, оно передаёт лишь основные звуки. Например, слово стол в произношении может принять различные формы: стала, сталы и т. д., однако на письме эти формы сохраняют начертание через о: стола, столы и т. д. Вследствие этого, непроизводная основа (корень) слова пишется в сегда одинаково . То же достигается и при передаче на письме согласных корня. Например: столбы и столб имеют в непроизводной основе б, хотя при произношении они звучат по-разному: столбы — столп. Единообразно же пишутся одна и та же приставка, один и тот же суффикс, одно и то же окончание, как бы они ни изменялись в произношении, например, отдать (произносим аддать), пошёл (произносим пашол); доброта (произносим дъбрата) и т. д. Таким образом, создаётся единообразие в написании одних и тех же частей слов, одних и тех же морфем. Основным приёмом, каким пользуется русская орфография для определения правильности написания, является аналогия: слова и формы слов пишутся сходно с родственными словами и формами: столы по аналогии со стол; столб по аналогии с столбы; приставка от в слове отдать по аналогии с приставкой в слове отнял; суффикс от в слове красота в соответствии с красоты.
Такой характер русской орфографии обязывает к тому, чтобы при обучении правописанию дети научились хорошо сравнивать написания, сличать их друг с другом, например, безударную гласную в корне слова с ударной гласной в том же корне: столы — стол, сады — сад, зима — зимы, село — сёла; безударную гласную в приставке с ударной гласной в той же приставке: отдать — отдал, отнять — отнял и т. д.; безударные окончания — с ударными окончаниями (в комнате — в стене, в земле; в тёмную — в голубую, в большую); глаголы с -ся сопоставляются с глаголами без -ся (ученик готовится — ученик готовит, работает, пишет; надо учиться — надо работать, писать, читать).
Морфологическая орфография, устанавливая единообразие, в то же время сохраняет те различия, которые имеются в разных морфемах (корнях, приставках, суффиксах, окончаниях), например, волы (от вол) и валы (от вал) произносятся одинаково, хотя и представляют собой формы разных слов. На письме различие в их происхождении и в значении достигается тем, что в каждом из этих слов сохраняется своя гласная буква: в одном случае о, а в другом — а. Вполне понятно, что и это свойство орфографии следует использовать при обучении. Противопоставленные в орфографии написания полезно брать не изолированными, а в сопоставлении: неопределённую форму глагола противопоставлять третьему лицу; существительное с мягким знаком на конце — существительному без мягкого знака; слитное написание слова — раздельному его написанию и т. д. Важно то, чтобы дети умели не только сближать сходное, но и различать отличное. И при объяснении, и при упражнениях, и при исправлении ошибок необходимо выяснять, что от неправильного письма часто происходят бессмыслица, двусмысленность, неясность мысли. Например, если ученик пишет валы вместо волы, спиши вместо спеши, молот вместо молод, то эти ошибки повлекут за собой неправильное понимание мысли (слова эти даются в предложениях). Если учитель неустанно будет обращать внимание на искажение мысли, проистекающее от ошибок, то дети постепенно привыкнут относиться к своим письменным работам более внимательно, с сознанием ответственности за написанное слово. Таким образом, аналогия и различение, наряду с анализом, являются важными средствами обучения орфографии.
Написания, основанные на сходстве, и написания, основанные на различии, — это так называемые морфологические написания, т. е. те написания, которые изучаются в школе в связи с грамматикой, точнее — с морфологией. Если дети умеют отличить части речи, род, число, падеж, лицо, если они умеют выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание, если они умеют устанавливать связь между словами, то уже одно это облегчит им усвоение орфографии.
Морфологические написания можно косвенно определить произношением. Например, чтобы определить правописание слова пятачок, мы можем подобрать слова пять или пятый, которые указывают, как следует писать слово пятачок. Для того чтобы определить правописание подобных слов, надо те звуки, в правописании которых мы сомневаемся, поставить в положение, в котором они различаются; например, безударные гласные поставить под ударение (столы — стол), «сомнительные» согласные поставить перед гласными или перед согласными в, л, м, н, р (столб — столбы, книжка — книжечка, книжный и т. д.).
Но так проверяется правописание лишь тогда, когда «сомнительный» звук можно поставить в положение наилучшего звукоразличения: гласный поставить под ударение, согласный перед гласным и т. п. Между тем в русском правописании есть немало случаев, когда определить написание произношением нельзя. Таковы, например, слова: корова, собака, паром, керосин и т. д.
Эти написания сложились исторически и могут быть объяснены лишь путём исторического или этимологического анализа, произношением же они ни прямо, ни косвенно проверены быть не могут. В начальной школе такой анализ применить нельзя, поэтому приходится прибегать к другим средствам для прочного усвоения таких слов и форм. Здесь усилия учителя направляются к тому, чтобы дети наилучшим способом, запомнили правописание таких слов и форм, употребляя их в предложении и небольших рассказах. Наглядные таблицы, чтение по слогам, повторные упражнения в письме, справки в словаре — таковы основные способы обучения правописанию в подобных случаях. Впрочем, и здесь запоминанию помогут некоторые подсобные приёмы и правила, например, указания на правописание звуковых сочетаний оро, оло в словах типа корова, солома; правило о написании — ые, ие, ого, его в прилагательных, –шь в окончании глаголов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова