Тема. Слово.
Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование. Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы, предметы, находящиеся в кабинете логопеда.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель логопедических занятий.
II. Работа с предложением.
Логопед называет предложение из двух слов: Дети насыпали. Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.)
Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.
III. Работа со словом.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний, затем называет слова: гулять, писать, пить. А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.
Различение слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д.
Вопросы ученикам:
– Кто спрашивал? (Вы.)
– Кто отвечал? (Мы.)
– Как я спрашивала? (Что это?)
Логопед уточняет : что это? — вопрос.
– Какой вопрос я задавала? (Что это?)
Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)
Вопросы ученикам:
– Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?)
– Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)
– Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
– К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)
– К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)
К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?
К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?
Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую —неживые, и поставить соответствующие вопросы.
IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.
Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)
V. Итог занятия.
Логопед . Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.
Затем задает вопросы ученикам: Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-предметам ставим вопрос кто? К каким — что? Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.