Тема: Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.
Цель: формировать умения анализировать слова, соотносить количество звуков и букв в слове.
Планируемые результаты
Предметные:
– объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;
– различать гласные звуки и буквы, обозначать гласные звуки буквами.
Личностные:
– проявлять интерес к новым знаниям;
– выполнять правила поведения на уроке;
– проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
– понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– выявлять достоверность получаемой информации;
– вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводить доказательства.
Метапредметные связи:
Литературное чтение. Сказка Г.Х Андерсена «Дюймовочка»
Ресурсы урока: учебник «Русский язык» Канакина, электронная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Актуализация знаний
Разминка:
– Как называется урок?
– Чему учимся на уроках русского языка?
– Кто создал славянскую азбуку?
– Сколько букв в современном русском алфавите?
– На какие 2 группы можно разделить звуки? (гласные и согласные)
– Какие особенности гласных звуков вы знаете?
1. Состоит из голоса
2. Воздух выходит свободно, без преград
3. Образует слог
– Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
– Сколько гласных звуков? (6) Назови их.
– Сколько гласных букв?
– Какие гласные буквы могут давать 2 звука?
– В каких позициях?
Работа в группах:
(На доске записаны слова.)
— Разделите слова на две группы.
Ёжик, яхта, мёд, мяч, люди, лес.
— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, во второй — один.)
— Добавьте в каждую группу по 1 слову.
– Сколько букв и звуков в словах?
– Кто затруднялся в работе? Покажите красную карточку.
– Всё мы уже знаем о гласных буквах и звуках?
Определим тему нашего урока:
– Над какой группой звуков будем работать? (гласные)
– Назовите 2 звук в слове лес.
– Сформулируйте тему нашего урока. Гласный звук Э
Поставим перед собой цели урока
1.
2.
III. Работа по теме урока
- Каллиграфическая минутка. На что похожа буква э? Слайд №1
Пропишите букву.
Сравните с образцом.
Подчеркните лучшую.
- Произнесите звук. Слайд №2
Что мы знаем о звуке э? гласный
– Как вы догадались, что звук гласный?
Какую работу выполняет буква э? Показывает твёрдость согласного звука.
- Придумайте слова, которые начинаются со звука э.
- Слайд №3. Запомните как можно больше слов со звуком э.
Поставьте правильно ударение в названии страуса.
- Слайд № 4. Отгадай загадку.
- Слайд №5. Сравните слова.
Что они обозначают?
Прочитайте по слогам.
По слогам с ударением. Запиши слова, подчеркни гласные, раздели на слоги. Сравни с образцом. Поставь ударение.
- – Назовите имена, которые начинаются на э. Как записываются имена.
- Составьте предложение. Слайд №6. Эмма, Эдик, Эля ест эскимо.
- Игра «Узнай звук »
(Если в слове есть звук [ э ] – хлопаем в ладоши).
Эму, ёлка, поэт, юбка, эхо, щётка, ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.
Физминутка
1. Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 62).
— Прочитайте. Знаешь ли ты…
— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?
— Рассмотрите записи.
— Из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?
— В каком словаре можно посмотреть значение этих слов? (Можно использовать школьный словарик иностранных слов*.)
– С какого языка к нам пришло слово эхо? (греческого)
– Что такое эхо?
– Сегодня мы встретимся с дядюшкой Ау. Определите чьё эхо повторяет дядюшка Ау. Слайд №7.
— Выполните задание. Запишите 2 слова с буквой э.
VI. Рефлексия
Работа в парах. «Проверь себя» стр. 62 вопрос №1
— Как вы справились с заданием?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?