Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

glasnye zvuki i bukvy slova s bukvoj e Русский язык

Тема: Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

Цель: формировать умения анализировать слова, соотносить количество звуков и букв в слове.

Планируемые результаты

Предметные:

– объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;

– различать гласные звуки и буквы, обозначать гласные звуки буквами.

Личностные:

– проявлять интерес к новым знаниям;

– выполнять правила поведения на уроке;

– проявлять этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

– понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

– планировать свою деятельность под руководством учителя;

– выявлять достоверность получаемой информации;

– вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводить доказательства.

Метапредметные связи:

Литературное чтение. Сказка Г.Х Андерсена «Дюймовочка»

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» Канакина, электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. 
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний

 Разминка:

– Как называется урок?

– Чему учимся на уроках русского языка?

– Кто создал славянскую азбуку?

– Сколько букв в современном русском алфавите?

– На какие 2 группы можно разделить звуки?  (гласные и согласные)

– Какие особенности гласных звуков вы знаете?

  1. Состоит из голоса

  2. Воздух выходит свободно, без преград

  3. Образует слог

– Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку 
Можем ухом различать. 
А ещё – произносить, 
Но не трогать и носить.

– Сколько гласных звуков?  (6) Назови их.

– Сколько гласных букв?

– Какие гласные буквы могут давать 2 звука?

– В каких позициях?

Работа в группах:

 (На доске записаны слова.)

— Разделите слова на две группы.

Ёжик, яхта, мёд, мяч, люди, лес.

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, во второй — один.)

— Добавьте в каждую группу по 1 слову.

–  Сколько букв и звуков в словах?

– Кто затруднялся в работе?  Покажите красную карточку.

– Всё мы уже знаем о гласных буквах и звуках?

Определим тему нашего урока:

– Над какой группой звуков будем работать? (гласные)

– Назовите 2 звук в слове лес.

– Сформулируйте тему нашего урока. Гласный звук Э

Поставим перед собой цели урока

1.

2.

III. Работа по теме урока

  1. Каллиграфическая минутка. На что похожа буква э? Слайд №1

Пропишите букву.

Сравните с образцом.

Подчеркните лучшую.

  1. Произнесите звук. Слайд №2

Что мы знаем о звуке э? гласный

– Как вы догадались, что звук гласный?

Какую работу выполняет буква э? Показывает твёрдость согласного звука.

  1. Придумайте слова, которые начинаются со звука э.
  2. Слайд №3. Запомните как можно больше слов со звуком э.

 Поставьте правильно ударение в названии страуса.

  1. Слайд № 4. Отгадай загадку.
  2. Слайд №5. Сравните слова.

Что они обозначают?

Прочитайте по слогам.

По слогам с ударением. Запиши слова, подчеркни гласные, раздели на слоги. Сравни с образцом. Поставь ударение.

  1. – Назовите имена, которые начинаются на э. Как записываются имена.
  2. Составьте предложение. Слайд №6. Эмма, Эдик, Эля ест эскимо.
  3. Игра «Узнай  звук »

(Если в слове есть звук [ э ] – хлопаем в ладоши).

Эму, ёлка, поэт, юбка, эхо, щётка, ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.

Физминутка

1. Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 62).

— Прочитайте.  Знаешь ли ты…

— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?

— Рассмотрите записи.

— Из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?

— В каком словаре можно посмотреть значение этих слов? (Можно использовать школьный словарик иностранных слов*.)

– С какого языка к нам пришло слово эхо?  (греческого)

– Что такое эхо?

– Сегодня мы встретимся с дядюшкой Ау. Определите чьё эхо повторяет дядюшка Ау. Слайд №7.

— Выполните задание.  Запишите 2 слова с буквой э.

VI. Рефлексия

 Работа в парах. «Проверь себя» стр. 62 вопрос №1

— Как вы справились с заданием?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment