Обучение пунктуации в начальных классах

Программные требования в области пунктуации в начальных классах невелики. Дети должны приобрести навыки ставить точку (1 класс), знак вопросительный и восклицательный (2 класс), запятую в предложениях с однородными членами (3 4 классы), запятую при обращении, в сложном предложении перед союзами и двоеточие перед прямой речью (4 класс). Как видно из этого перечня, здесь нет сложных случаев употребления знаков препинания. Но и этот небольшой круг сведений и навыков в области пунктуации требует от учителя и от ученика известного напряжения. Ученик должен вполне овладеть этим небольшим кругом навыков, чтобы в дальнейшем ему не приходилось переучиваться и доучиваться. Учитель же должен так построить занятия, чтобы обеспечить выполнение учеником этой задачи.

Знаки препинания показывают, как надо при письме и чтении делить речь на составные части, имеющие значение. Точка, например, делит речь на самостоятельные предложения. Запятая отделяет предложения внутри сложного, один член предложения от другого однородного. Некоторые знаки препинания, кроме того, передают добавочный смысл. Например, знак вопроса передаёт вопросительный смысл предложения, восклицательный знак передаёт выражение чувств: радости, удивления, негодования и т. п. Двоеточие, отделяя одну часть высказывания от другой, в то же время что-либо раскрывает, объясняет. Например, однородные члены предложения, стоящие после обобщающего слова, отделяются от него двоеточием, которое показывает, что однородные члены предложения раскрывают значение обобщающего слова (Все играли: Коля, Костя, Петя). Двоеточие ставится также между предложениями, из которых одно объясняет или раскрывает другое. В частности двоеточие, стоящее после слов автора перед прямой речью, также служит для выражения объяснения, раскрытия содержания (Петя сказал: «Я пойду домой»). Последний случай постановки двоеточия предусмотрен программой.

Таким образом, знаки препинания прежде всего выражают смысл высказывания, и при обучении пунктуации надо в первую очередь обращать внимание на смысловые отношения. Знаки препинания отражают и грамматический (точнее, синтаксический) строй речи, её членение на предложения и другие грамматические элементы. Поэтому пунктуацию всегда изучают на основе грамматики.

Не следует также упускать из виду того, что письменная речь отражает строй устной речи, в частности пунктуация отражает в известной мере паузы и интонации устной речи. Вполне передать богатство интонационных средств устной речи пунктуация, конечно, не может, но всё же некоторые изменения голоса, которыми сопровождается членение нашей речи, она передаёт. Например, точка передаёт остановку и понижение голоса, знак вопроса — остановку и вопросительную интонацию, двоеточие — понижение голоса и предупреждающую интонацию.

Следовательно, не считаться с интонацией и паузами диктуемого текста нельзя, и на эту сторону дела приходится обращать внимание при обучении пунктуации.

При прохождении знаков препинания на первое место, однако, следует выдвигать смысл, потому что смыслом определяется всё остальное: и грамматический строй и интонация. Отсутствие знаков препинания затрудняет чтение и понимание. Достаточно взять текст без знаков препинания, чтобы понять их значение. Возьмём текст без точек: «Настала осень стелется туман над рекой дует резкий ветер над садами кричат галки мокрый снег кружится в воздухе окна плачут пешеходы прячут свои носы в воротники».

Этот текст трудно читать. В некоторых местах неизвестно, где следует сделать паузу и как прочитать. В зависимости от того, где следует сделать паузу и как прочитать, меняется смысл, иногда получается бессмыслица. Это нетрудно показать детям, взяв такой текст из книги для чтения или из учебника по русскому языку и написав его на доске. Но не только отсутствие точек затрудняет чтение и понимание, а также отсутствие и других знаков препинания. Вот предложение с однородными членами и обобщающим словом перед ними, но в предложении нет двоеточия и запятой — и смысл предложения искажается: «С юга к нам спешат гости грачи скворцы». Так как здесь нет двоеточия и запятой, то можно прочитать так: «С юга к нам спешат гости, грачи, скворцы». Пример взят нами на тему, не предусмотренную программой, но такие примеры могут быть подобраны и на другие темы. Если дети поймут значение знаков препинания, то отношение к. ним будет иным, чем в том случае, когда они этого не понимают.

Из смысловой роли пунктуации вытекает ещё одно требование: связывать обучение тому или иному знаку препинания с выражением собственной мысли ученика. При прохождении в 4 классе темы «Запятая в сложном предложении» иногда учителя ограничиваются тем, что дают детям готовый текст без знаков препинания и предлагают поставить запятые. Это упражнение нужное, но сводить к нему всё обучение ни в коем случае нельзя.

Нужно, чтобы дети сами составляли свои предложения, свои рассказы и обязательно тут же ставили те знаки препинания, которые они проходят. В таком случае постановка запятой (или какого-либо другого знака) будет связана с выражением мысли, для чего в сущности и существуют знаки препинания.

Тот факт, что пунктуация отражает грамматический строй языка, обязывает учителя соединять её прохождение с изучением грамматики. Даётся понятие о предложении и тут же сообщается правило о точке, а затем о вопросительном и восклицательном знаках. Изучаются однородные члены предложения, обращения, сложные предложения — с этой грамматической основой соединяется понятие о запятой, как об отделительном или разделительном знаках препинания. При сообщении грамматических понятий, определений и терминов — сообщаются и сведения по пунктуации. Однако не следует думать, что раз ученик получил грамматическое определение и термин, а вслед за ним и правило о знаке, то он уже после некоторых упражнений сумеет правильно его ставить.

Грамматические понятия развиваются у детей на протяжении всего школьного обучения, с ними вместе развиваются и знания по пунктуации и пунктуационные навыки. Недаром, например, тема о предложении разрабатывается на протяжении всех четырёх лет. Вместе с уяснением и уточнением понятия о предложении уясняется и уточняется понятие о знаках препинания. Умение расчленять тексты на предложения развивается у детей, всё более совершенствуясь; вместе с тем развивается умение ставить точку. То же не в меньшей мере относится и к другим знакам препинания. Таким образом, обучение знакам препинания проходит на протяжении всего начального курса обучения, конечно, всё более и более усложняясь. Изменяются также и методы обучения. В старших классах большое внимание уделяется изучению смысловой и грамматической роли знаков препинания. Попутно обращается внимание и на интонацию, которой сопровождается чтение предложения или его частей. Дети обнаружат, что с каждым знаком препинания соединяется какая-либо своя интонация: понижение голоса с точкой, отделительная и перечисляющая интонация (например, при однородных членах предложения) — с запятой, предупреждающая — с двоеточием и т. д. Ученик должен научиться «читать» знаки препинания. Этому учат его на уроках грамматики и на уроках чтения. Выразительное чтение в начальных классах прежде всего соединяется с чтением знаков препинания. Однако знакам препинания не следует учить по интонации, так же как орфографию нельзя учить по произношению, хотя и с произношением приходится считаться. Прежде всего интонация не является основным исходным фактором для определения знака препинания, основное — смысл, смыслом определяется либо понижение, либо повышение, либо какое-либо другое движение голоса. Например, интонация точки — понижение голоса — и пауза объясняются тем, что предложение выражает собой законченную мысль.

Кроме того, интонация настолько сложная сторона речи, что её нельзя вполне выразить знаками препинания. Многочисленные оттенки мысли и чувств (гнев, негодование, недоумение, страх, сожаление и т. п.) не имеют соответствия с знаками препинания. Многие паузы, понижения голоса и повышения голоса не находят своего отражения в пунктуации. Возьмём несколько строк из известного стихотворения Н. П. Грекова:

Мелькает жёлтый лист// на зелени дерев. Работу кончил серп// на нивах золотистых, И покраснел уже вдали// ковёр лугов, И зрелые плоды// висят в садах тенистых.

В каждой строчке в отмеченных двумя чертами местах мы делаем паузы, вследствие чего в произношении сказуемое отделяется от подлежащего (3-я и 4-я строчки), и от второстепенных членов предложения (1-я и 2я строчки). А между тем мы не ставим в этих местах запятой, так как запятая внешне нарушила бы связь между теми членами предложения, которые между собой грамматически (согласованием и управлением) связаны. Если внушить детям мысль, что знаки препинания можно ставить по интонации и паузам, которые слышатся и произносятся в живой речи, то во всех указанных случаях они поставят запятые. Следовательно, главное, на что следует обращать внимание при обучении пунктуации, — это не на интонационную сторону речи, а на смысловую и грамматическую.

С этой точки зрения знак препинания, как правило, следует изучать в таком порядке: сначала раскрывается его смысловая роль, затем выясняется его грамматическая основа и лишь под конец — интонационная сторона. Точка ставится для отделения при письме одной мысли от другой, а поскольку законченная мысль в языке, выражается предложением, то точка отделяет одно предложение от другого. Кончается предложение понижением голоса и паузой. Это не значит, что все эти три стороны нужно рассмотреть на одном уроке. Всестороннее усвоение знаков препинания даётся не сразу, а постепенно.

Порядок рассмотрения знаков препинания зависит и от класса, в котором он изучается. В 1 и 2 классах, например, где грамматика, как таковая, почти отсутствует, естественнее в первую очередь выдвигать смысловую и интонационную роль знака. Предложение здесь характеризуется не с грамматической точки зрения, а с смысловой стороны: здесь важно не то, что предложение как-то грамматически организовано, а то, что оно выражает законченную мысль. В 3 и 4 классах целесообразнее, наоборот, начать с выяснения грамматической стороны, так как здесь обычно проходится сначала какое-либо синтаксическое явление, а затем на его основе, — знак препинания. Но всегда в конце концов должна быть дана характеристика со всех трёх сторон и всегда подчёркнута смысловая роль употребления того или другого знака в каждом отдельном случае.

Чтобы выработать у учащихся умение ставить знаки препинания, нужны упражнения. Они должны быть разнообразны и должны даваться по определённой системе. Основным принципом для построения системы пунктуационных упражнений является принцип перехода от менее самостоятельных работ к более самостоятельным. В соответствии с этим принципом система упражнений по пунктуации может быть дана в такой последовательности:

1.   О бъя с н ение расставленных в готовом тексте зн ако в пр е пи – н ания (объяснение сопровождается грамматическим разбором).

Сюда примыкает, как более сложное упражнение, — отыскивание примеров на данное правило на указанной странице или в рассказе из книги для чтения и их грамматический разбор. Во всех этих случаях требуется выразительное чтение текста.

2.   Р ас стан о вк а з н ако в пр е пинания в готовом тексте, напечатанном без знаков.

Эту работу полезнее всего соединять с разбором: ученик должен не только сразу же при переписке поставить знак, но и объяснить его постановку; при этом требуется выразительное чтение текста. Сначала даются нужные предложения подряд, а затем вперемешку с другими предложениями, в которых данного знака препинания нет. Первый вид упражнений (предложения с тем или иным знаком идут подряд) легче, второй (предложения даны вперемешку) труднее, так как требует большего проникновения в смысл текста, лучшего его понимания.

3.   Дикт о вка , которая полезна в том отношении, что учит слышать произношение текста с его интонациями и паузами. Поэтому текст должен читаться учителем выразительно, сначала весь целиком (если диктуется связный текст), затем по предложениям; предложения в свою очередь делятся на части, имеющие смысл. По окончании диктовки отдельных предложений текст читается целиком ещё раз, и ученики в это время исправляют замеченные ошибки (особого времени для самостоятельной проверки текста после диктовки не даётся, так как ученики, не слыша текста, могут переосмыслить его по-иному).

4.   Пр ео бр аз ование синтаксических конструкций , связанное с расстановкой знаков препинания. Например, предлагается из двух простых предложений составить одно сложное или, наоборот, разложить сложное на два простых; предложение повествовательное преобразовать в предложение вопросительное или восклицательное.

5.   Изл ож е н и е и с оч и н ен и е . Эти виды творческих работ могут быть соединены со специальным заданием — употребить те или иные обороты (обращения, обобщающие слова, однородные члены предложения, вопросительные или восклицательные предложения, сложные предложения), причём ученики ставят соответствующие знаки препинания. Значение творческих работ для выработки пунктуационных навыков заключается в том, что знаки препинания возникают в процессе письменного выражения мыслей, являясь органической его частью.

При проведении этих занятий по синтаксису и пунктуации учитель добивается того, чтобы ученики ставили знаки препинания сразу же в процессе записывания предложения, а не расставляя после того, как текст уже написан. Попутная постановка знаков препинания объединяет процессы мысли, письменной речи и пунктуации.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment