Большую помощь в разрешении этой задачи могут оказать и уже оказывают школьники своим участием в посадках плодово-ягодных растений на пришкольных и приусадебных участках, в колхозах, совхозах и подсобных хозяйствах.
В 1932 году, обращаясь к пионерам и школьникам, великий преобразователь природы И. В. Мичурин писал; «Вы молоды, вы сильны, вы живой народ, вы должны сделать так, чтобы на полях колхозов нашей страны начали плодоносить не десятки, а тысячи, миллионы яблонь, груш, слив, винограда, малины».
Этот завет Мичурина многие школы претворили в жизнь, заложив сады при школах и привлекая учащихся к тщательному уходу за посаженными растениями.
Особенно активную работу по садоводству школы начали проводить после специального решения Совета Министров РСФСР от 12 июля 1947 г.
В этом решении Совет Министров РСФСР рекомендовал каждой школе посадить на территории школьного двора плодовые деревья и ягодные кусты. Для более организованного участия в посадках плодово-ягодных растений Совет Министров установил ежегодное проведение «Недели сада».
«Неделя сада» проводится в начале октября в центральных и северо-восточных областях и в начале ноября в южных областях республики.
В «Неделю сада» закладываются новые насаждения, проводятся осенние работы по уходу за плодовыми деревьями, ведётся подготовка к весенним посадкам плодовых деревьев и ягодных кустарников. В дни «Недели сада» организуются районные и областные выставки урожая и подводятся итоги социалистического соревнования по садоводству.
Своим решением Совет Министров РСФСР подчеркнул, что пионеры и школьники могут оказать стране большую помощь в развитии садоводства. Сажая плодовые деревья и ягодные кустарники при школах, учащиеся тем самым активно участвуют в выполнении плана восстановления и развития народного хозяйства нашей родины.
Передовые школы нашей страны давно уже имеют плодовые сады и ягодные плантации. Так, например, несколько лет назад был заложен плодовый сад при Мейеровской начальной школе Тыретского района Иркутской области. Сейчас в саду плодоносят несколько десятков плодовых деревьев и сотни ягодных кустов.
Кроме сада, при этой школе создан питомник, и теперь Мейеровская школа снабжает жителей окрестных сёл саженцами плодовых деревьев.
Работа учащихся в пришкольных садах имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и закреплению знаний учащихся о строении и жизни растений, приучает детей к полезному
труду. Сады, посаженные на пришкольных участках, озеленяют школы, делают их более нарядными и красивыми.
Раньше считалось, что для садов у нас есть граница, севернее которой они расти не могут. Теперь, благодаря трудам великого преобразователя природы, русского садовода Ивана Владимировича Мичурина почти в каждой области и на севере и на востоке растут плодовые деревья и ягодные кусты. Поэтому каждая школа может иметь: плодовый сад, ягодную плантацию или виноградник и хотя бы небольшой плодово-ягодный питомник.
Место для плодового сада надо выбирать поближе к школе, лучше всего позади школьного здания, причём участок обязательно надо обнести забором. Поверхность участка должна быть достаточно ровной; недалеко от участка желательно иметь источник воды.
В плодовом саду следует посадить яблони, груши, вишни и сливы, а на юге также — черешни, абрикосы, персики и другие плодовые деревья.
Яблони — основная плодовая порода каждого пришкольного сада. Они хорошо растут почти повсеместно. Одно дерево яблони в пору полного плодоношения приносит 50—75 кг яблок в лето.
Груша хорошо растёт только на юге. В северной части центральной полосы она нередко подмерзает. По урожайности груша уступает яблоне.
В северных районах также подмерзает и слива. Поэтому в более северных районах вместо слив лучше посадить вишни. Урожай плодов слив и вишен составляет примерно 10 кг с каждого дерева.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова