Прежде всего для этой цели используются уроки о бъя с н итель н ого чт е ния . В книгах для чтения имеется довольно значительное количество статей с природоведческим и сельскохозяйственным материалом. Уже в младших классах на уроках чтения дети знакомятся с домашними животными и получают первоначальные представления о сельскохозяйственных растениях.
В 3-4 классах эти сведения значительно расширяются. Чтение этих статей, сопровождаемое соответствующим разбором материала и объяснениями учителя, даёт возможность ознакомить детей со многими вопросами сельского хозяйства. Но задача эта будет разрешена только в том случае, если чтению будет предшествовать и сопровождать его показ изучаемых предметов и явлений в сельском хозяйстве, постановка практических занятий и опытов, проведение наблюдений и экскурсии.
Так, прежде чем читать статью о сорняках, учитель обязательно должен провести с детьми беседу и показать им местные сорняки в свежем или засушенном состоянии, вспомнить, где и когда дети их видели. Для того чтобы учащиеся поняли способность сорняков быстро распространяться, учитель показывает им и обилие семян у сорняков (щир, белена) и различные приспособления к распространению их — пушинки для разнесения ветром (осот, одуванчик), зацепки для прикрепления к шерсти животных (дурнишник, репейник и др.). Всё это надо сделать предметом изучения на экскурсии.
Точно так же, готовясь к чтению с учениками статьи «Гнедко», учитель должен накануне провести с детьми экскурсию в колхозную конюшню, где дети не только внимательно рассмотрят внешнее строение лошади, но и ознакомятся с уходом за лошадью, поймут, как бережно надо обращаться с лошадьми.
Чтение данной статьи, в результате образовательной и воспитательной работы учителя может закончиться тем, что дети возьмут шефство над колхозными жеребятами.
При отсутствии необходимого материала в книге для чтения следует проводить специальные б е с ед ы н а с ел ь с ко хозя й ств е нны е те мы . В беседах учитель знакомит учащихся с замечательными советскими учёными, которые своими трудами содействовали развитию сельского хозяйства.
Прежде всего учитель рассказывает детям о жизни и работе И. В. Мичурина, который в течение 60 лет занимался изучением жизни растений и выведением новых сортов. Рассказывая о жизни И. В. Мичурина, учитель обращает внимание детей на то, что великому учёному в дореволюционное время приходилось вести работу в исключительно тяжёлых условиях. Всю физическую работу в саду он вынужден был выполнять сам. Несмотря на огромное значение его работ, он не получал от царского правительства никакой помощи. Лишь при советской власти И. В. Мичурин смог широко развернуть свою работу. Рассказ о том, какими заботами и вниманием был окружён И. В. Мичурин при советской власти, производит на детей сильное впечатление (личное внимание В. И. Ленина, награждение орденами, выбор в академики, посещение М. И. Калининым, поздравительная телеграмма И. В. Сталина по случаю 80-летия, переименование города, где работал И. В. Мичурин, в Мичуринск, отпуск значительных средств на развитие его работы и т. п.). В рассказе необходимо отметить и патриотизм И. В. Мичурина, отказавшегося от переезда в Америку, несмотря на трудные условия его работы в России в дореволюционное время.
В рассказе следует подчеркнуть не только большое значение работ И. В. Мичурина для развития садоводства, но и то, что Мичурин был великим учёным, открывшим законы управления развитием всех растений и животных, что его научные труды имеют огромное значение для дальнейшего развития науки и практики социалистического сельского хозяйства.
В заключение таких бесед-рассказов следует сообщить и о том внимательном отношении, которое встречали у Ивана Владимировича дети, интересующиеся природой и сельским хозяйством. Можно прочитать и отрывки из его писем к пионерам и школьникам, особенно те места, где он вспоминает о своём детстве .
Ряд бесед надо посвятить ознакомлению детей с достижениями продолжателей И. В. Мичурина, помогающих своими научными трудами развивать социалистическое сельское хозяйство. В первую очередь надо познакомить детей с жизнью и деятельностью Т. Д. Лысенко. Дети вполне могут понять сущность и значение некоторых работ Т. Д. Лысенко, таких, как посадка картофеля верхушками, летние посадки картофеля на юге (где картофель при обычных способах посадки вырождается от жары), выведение новых сортов зерновых хлебов.
Рассказы учителя о достижениях передовиков сельского хозяйства, особенно местных, известных детям, воспринимаются учащимися с особенным интересом и придают жизненный характер классным занятиям.
На уроках объяснительного чтения и в специальных классных беседах учащиеся начальных классов могут получить значительные знания по сельскому хозяйству. Но для того чтобы подвести учащихся к пониманию мичуринского учения, необходимо предоставить им возможность непосредственно наблюдать живую природу и самим выращивать растения и ухаживать за мелкими животными.
Только непосредственно наблюдая растения и животных и выращивая их, дети смогут понять глубокую связь развития растений и животных с условиями их существования, значение ухода за ними, убедиться в возможности переделки человеком природы. Поэтому в каждой школе необходимо организовать пр актич е с ки е р аб оты н а пр ишко л ь но м участке и в уголке живой природы.
Ценность практических работ на участке заключается не только в том, что они дают знания, но и в том, что они вооружают учащихся элементарными практическими умениями.
Некоторый минимум практических работ на участке является обязательным для всех учащихся сельской начальной школы.
Проводятся эти работы частично как уроки в связи с объяснительным чтением, а частично — в порядке внеклассных занятий.
Работа в уголке природы дополняет работы на пришкольном участке и также способствует накоплению сельскохозяйственных знаний и приобретению практических умений.
Обязательно следует привлечь учащихся к работам, связанным с выполнением постановления правительства и партии — «О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
Младшие школьники в этом направлении могут проводить такие общественно-полезные работы:
1) собирать семена древесных растений — дуба, клёна, лиственницы и др. (местные семена дают здоровые сеянцы, приспособленные к данным климатическим условиям);
2) выращивать посадочный материал этих растений, заложив на пришкольном участке небольшой питомник;
3) оказывать помощь в охране лесозащитных полос.
Каждая школа может организовать сбор древесных и кустарниковых семян. У большинства деревьев и кустарников семена созревают и осыпаются осенью. Но у липы, клёна, ясеня, белой акации, гледичии, лиственницы семена висят всю зиму на голых ветках, так же как и шишки с семенами — на вечнозелёных елях и соснах. Сбором этих семян можно заниматься и зимой.
Не следует собирать семена с больных и кривоствольных деревьев: из них может вырасти больное потомство. Надо собирать только нераскрыв- шиеся сосновые и еловые шишки, из которых семена ещё не высыпались.
Сбор семян следует производить в сухую погоду. На мешочках с семенами надо указывать породу деревьев и место сбора.
Семена необходимо хранить в хорошо проветриваемом, прохладном помещении: в тёплом и сухом месте семена могут пересохнуть и потерять всхожесть; в слишком сыром они заплесневеют.
Проверить пригодность семян можно так: надо взять два — три десятка семян, надрезать ножом каждое семечко и определить, сколько из них пустых или гнилых. Подсчёт здоровых семян покажет, каков процент пригодных семян.
Общественно-полезные работы дают возможность не только углубить и расширить сельскохозяйственные знания, но и — что очень важно — развивают интерес и любовь детей к сельскому хозяйству, приучают с детства трудиться на общую пользу.
Если поблизости от школы имеются научно-исследовательские учреждения — опытные поля, институты, питомники и т. п. — следует и туда организовать экскурсии.
Таким образом, ознакомление учащихся с сельским хозяйством в начальной школе проводится как на занятиях в классе (уроки объяснительного чтения, специальные беседы), так и на экскурсиях и особенно в процессе практических з анятий детей на пришкольном участке, в уголке живой природы, на домашнем огороде.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова