Грамматический разбор в начальных классах

grammaticheskij razbor v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Грамматический разбор имеет большое значение для разъяснения смысла речи и для понимания её строения. Он играет важную роль в развитии мышления учащихся, служит целям закрепления грамматических знаний, а также способствует образованию орфографических навыков.

При грамматическом разборе учащиеся выделяют из предложения группы слов и отдельные слова и по определённым, усвоенным ими признакам относят их к той или иной грамматической категории. Грамматический разбор заставляет учащихся вдумываться в формы языка, разбираться в них, анализировать живую устную и письменную речь, сравнивать её формы, находить в них сходство и различие, делать выводы.

Грамматический разбор входит как необходимая и важнейшая часть во все грамматические и орфографические упражнения и является одной из форм повторения пройденного и проверки знаний учащихся.

Все письменные работы — списывание, различного рода предупредительные диктанты и пр. — проводятся на основе грамматического анализа текстов.

Грамматический разбор, представляющий собой упражнение аналитического характера, необходимо связывать с упражнениями синтетического порядка, т. е. с составлением учащимися своих предложений с изучаемыми грамматическими формами. Это обеспечивает сознательное усвоение частей речи и их форм и способствует развитию речи детей.

Грамматический разбор может быть частным и общим . Частный грамматический разбор применяется при изучении какой-либо новой грамматической формы. Для лучшего усвоения учащимися вновь объяснённой грамматической формы предлагается указывать в предложении только эту форму, связывая её с тем словом, от которого она в данном предложении зависит.

При общем разборе дети указывают вид предложения, члены предложения, части речи, их формы, состав слова.

Грамматический разбор может быть устным и письменным .

При устном разборе дети останавливаются и на ранее изученном: указывают в предложении грамматические формы, попутно отвечая на предлагаемые учителем вопросы, дают определения, придумывают свои примеры.

При письменном разборе дети подчёркивают в написанном тексте указанные учителем грамматические формы или выписывают слова, обозначая буквами их грамматическую форму, ставят к словам вопросы, разносят слова по схеме, составляют графики и т. п.

По содержанию грамматический разбор может быть: синтаксическим (выделение предложений из текста, определение вида (типа) предложений, различение членов предложений, установление связи слов в предложении), морф ологическим (распознавание категорий слов — частей речи и их форм, разбор состава слов) и фонетическим (выделение звуков из слова, распознавание гласных и согласных звуков, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких согласных, деление слова на слоги, раздельное произношение звуков).

Фонетический разбор может производиться независимо от морфологического и синтаксического. Синтаксический разбор может и не сопровождаться морфологическим и фонетическим разбором. Морфологический разбор в ряде случаев связывается с синтаксическим, что даёт возможность выяснить смысловое значение того или иного слова в данном тексте, а благодаря этому определить принадлежность слова к той или иной части речи (печь — существительное, печь — неопределенная форма глагола). Например, в предложении «Мы будем печь хлеб» слово печь обозначает действие, — это глагол в неопределённой форме, являющийся частью сказуемого. А в предложении «Печь топится» слово печь обозначает предмет и служит подлежащим, — это существительное в именительном падеже. В предложении же «Мы затопили печь» слово печь тоже существительное, но уже не в именительном, а в винительном падеже, потому что служит второстепенным членом предложения, поясняющим глагол, обозначает предмет, на который переходит действие.

При грамматическом разборе необходимо, чтобы дети понимали смысл разбираемого предложения и отдельных входящих в него слов.

При разборе следует вспоминать с детьми правила и определения и проверять знания детей вопросами: «Почему вы так думаете? Как вы узнали?» и пр.

В школах грамматический разбор проводят обычно только в 3 и 4 классах. Между тем его необходимо проводить во всех классах, начиная с первого. Грамматический разбор является необходимым методическим приёмом обучения языку во всех начальных классах.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment