I. Мобилизующий этап
Учитель. Я прочитаю стихотворение. Вам надо запомнить первое предложение и сосчитать ватрушки.
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь.
А сколько их надо – совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани, дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась.
А печь–mo совсем протопилась!
Помогите старушке – сосчитайте ватрушки!
(В. Кудрявцева)
Учитель. Сколько же старушка хотела испечь ватрушек?
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Вспомните первое предложение из прочитанного стихотворения. Назовите букву, с которой начинается первое слово в этом предложении. Установите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Первое предложение: Решила старушка ватрушки испечь. (Учитель записывает на доске предложение.) Первое слово в нем решила. Оно пишется с заглавной буквы. Значит, тема урока: «Заглавная буква Р». (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы определили. Теперь поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Р, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения ватрушки
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Р
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Р;
2) письмо учащимися заглавной буквы Рв воздухе;
3) письмо учащимися заглавной буквы Рв прописи по образцу и 1амостоя- тельно;
4) письмо буквосочетаний: Ро Ра Ри Ро Ри Ра
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой последовательности.
Ученик. Первое буквосочетание состоит из заглавной буквы Р и строчной гласной о. Второе буквосочетание состоит из заглавной буквы Р и строчной гласной буквы а. Третье – из заглавной буквы Ри строчной гласной и. При повторе второе и третье буквосочетания меняются местами. (Учитель рассказывает о способах соединений букв. Учащиеся пишут буквосочетания.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова: Рита, Раиса.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Напишите первым слово, в котором одна буква составляет целый слог. (Учащиеся выделяют слово Раиса, обосновывают свой ответ. Записывают слово с комментированием. Далее пишут слово Рита.)
VIII. Знакомство с новым словом
Учитель. Сейчас мы познакомимся с новым словом. С каким именно, – вы определите сами. Первый его слог такой же, как первый слог в слове тулуп. Второй слог нового слова является вторым в слове ирис. Третий слог является вторым в слове ноты. (Слова тулуп, ирис, ноты учитель записывает на доске.) Какое получилось слово?
Ученик. Получилось слово туристы.
Учитель. Кто такие туристы?
Ученик. Туристы – это люди, которые путешествуют, ходят в походы.
Учитель. Для чего люди путешествуют?
Ученик. Люди путешествуют, чтобы увидеть что-то новое, для сохранения здоровья.
Учитель. Кто же такие туристы? Скажите полностью.
Ученик. Туристы – это люди, которые путешествуют, ходят в походы, чтобы увидеть что-то новое и для сохранения здоровья.
IX. Письмо предложения
Учитель. Составьте предложение, используя записанные слова и слово туристы. (Слушаются ответы учащихся. Записывается предложение Рита и Раиса – туристы. Составляется его схема.)
X. Итог урока
Учитель. Что вы узнали на уроке?
XI. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007