Работа с глобусом и географической картой в начальных классах

rabota s globusom i geograficheskoj kartoj v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Глобус и географическая карта не только служат необходимым учебным пособием при объяснении нового материала, но также используются учителем при различного рода упражнениях детей в целях закрепления и повторения пройденного.

Во время работы с глобусом и географическими картами необходимо следить, чтобы дети правильно произносили и писали географические названия.

Поэтому учителю следует взять за правило — каждое впервые применяемое географическое название произносить чётко, в некоторых случаях по слогам, и требовать того же от детей. Убедившись, что произношение усвоено, учитель пишет название на классной доске с непременным указанием ударения. Дети вслед за учителем заносят название в свои географические тетради. Для этой цели в тетрадях должно быть выделено несколько страниц под заголовком «Географический словарь».

Во время последующего учёта знаний необходимо возможно чаще прибегать к заданиям следующего типа: «Назовите остров, который я обвёл указкой». «Напишите все реки, впадающие в моря Северного Ледовитого океана, а затем покажите эти реки на карте». И т. д.

Для осмысленного и прочного запоминания географических имён немалое значение имеет их расшифровка, или, иными словами, выяснение того, как данное географическое имя возникло. В ряде случаев такая расшифровка даётся без особого труда. Так, многие города Советского Союза названы в честь великих народных вождей, выдающихся политических деятелей и писателей — Ленинград, Сталинград, Калинин, Фрунзе, Горький и т. д. Другие имена заключают в себе указания на соответствующее местоположение, например, Северный Ледовитый океан, Западно-Сибирская низменность, Приволжская возвышенность. Однако встречается немало имён, смысловое значение которых удаётся раскрыть лишь с помощью перевода их на русский язык. Приведём некоторые из них. Алтай — «золотые» горы; Амур — спокойный, великий; Байкал — «богатое» озеро; Баку — «удар ветра»; Берингово море — по имени русского путешественника Беринга; Дон — «вода», Кара-Кум — «чёрные пески»; Кызыл-Кум — «красные пески»; Памир — «крыша мира»; Печора — река пещер; Ташкент — «каменный город»; Тбилиси — место тёплых ключей; Тянь-Шань — «небесные горы»; Украина — у края, пограничная страна; Урал — «пояс» и т. д.

Точное местоположение каждого географического объекта указано на карте с помощью того или иного условного знака, а не надписи. Как известно, встречаются географические карты без надписей (немые карты), но нет и не может быть географических карт без условных знаков. Отсюда следует, что, ведя речь о каком-либо географическом объекте, необходимо показывать условное обозначение этого объекта, а не его географическое название, написанное на карте.

Условные знаки обычно бывают трёх видов: точки, кружки, звёздочки (для населённых пунктов); линии и полоски (для морских и сухопутных границ, рек, отдельных горных хребтов); площади (для океанов, морей, островов, полуостровов, низменностей, возвышенностей, природных зон, административных областей, государств). В соответствии с этим делением нужно показывать на карте: города — как точки, реки — по направлению их течения от истока к устью; низменности — обводя вкруговую вдоль их границ и т. п.

При перечислении на карте нескольких географических объектов одной и той же категории необходимо соблюдать пространственную последовательность. Так, например, реки, впадающие в моря Северного Ледовитого океана, перечисляются в направлении с запада на восток — Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена; города, расположенные по берегам Волги, перечисляются в направлении от верховьев к устью: Калинин, Горький, Ульяновск, Сталинград, Астрахань.

Характеризуя взаимное расположение географических объектов, следует исходить из общепринятых для карты выражений, например: «к югу от Москвы», «восточнее Каспийского моря», «Уральские горы протянулись вдоль меридиана». Выражения же «Ока протекает под Москвой», «Аральское море лежит правее Каспийского моря», «Уральские горы тянутся сверху вниз» — недопустимы и должны быть устранены из школьного обихода.

Весьма важно также выработать у детей привычку — не заслонять карты своим телом во время ответа. Иначе остальные ученики, не имея возможности наблюдать то, что показывается на карте, перестанут принимать участие в общей работе.

В целях создания указанной выше привычки рекомендуется соблюдать следующие правила:

Географические объекты показываются на карте указкой длиной в 80 — 100 см;

ученик стоит вне рамки карты вполоборота к классу;

ученик может стоять либо вправо от карты, и тогда он держит указку в правой руке, либо влево от карты, и тогда он держит указку в левой руке.

Для длительного выделения на карте тех или иных географических объектов удобнее пользоваться не указкой, а цветными флажками и ленточками, накалываемыми на карту. Например, на уроке, посвящённом Северному морскому пути, его трасса обозначается цветной ленточкой, прикреплённой к карте кнопками или булавками. Для того чтобы показать разнообразие полезных ископаемых Урала, отдельные виды их отмечаются в соответствующих местах флажками различной окраски или формы и т. д.

С помощью аппликаций можно не только подчеркнуть отдельные имеющиеся на карте условные знаки, но также дополнить содержание карты. Так, например, размещение на карте небольших картинок с животными, типичными для природных зон, обогатит карту зоогеографическим материалом.

Изучение карты в некоторых случаях носит формальный характер. Дети правильно называют географические имена, уверенно и точно показывают географические объекты. Однако, наряду с этим, учащиеся не имеют каких- либо конкретных представлений об изучаемых объектах.

Истинное знание географической карты заключается не только в заучивании географических названий и в рассмотрении того, как эти названия размещаются, но и в заполнении карты образным материалом, в накоплении характеристик географических объектов, изображённых на карте.

Покажем на отдельных примерах содержание работы с различными географическими картами, применяемыми в 4 классе.

Работа с глобусом и картой полушарий . Бегло показав океаны и части света сначала на глобусе, а затем на карте полушарий, учитель вслед за этим даёт детям ряд указаний для самостоятельной работы:

«Найдите на своих картах Индийский океан. Поверните стоящий на столе глобус так, чтобы Индийский океан был обращён к классу. Покажите Индийский океан на стенной карте полушарий. В каком полушарии расположен Индийский океан? Какая часть света лежит к западу от Индийского океана… к северу… к востоку… к югу? С какими другими океанами соединяется Индийский океан на западе… на востоке?»

После этого вызываются два ученика. Один из них на глобусе, другой на карте полушарий медленно обводят Индийский океан вдоль его границ, сопровождая показывание их подробным объяснением.

В результате такой работы дети начинают представлять Индийский океан в окружении частей света и других океанов. Иными словами, дети знакомятся с географическим положением Индийского океана.

Таким же образом дети знакомятся с другими океанами, а также с частями света.

Работа с глобусом и картой полушарий должна быть оживлена чтением рассказов о путешествиях Колумба, Васко да Гама, Магеллана, русских капитанов — Лазарева, Беллингсгаузена.

В зависимости от значимости географических объектов, с некоторыми из них учитель знакомит детей подробно, с другими более кратко.

Такой объект, например, как Уральские горы, должен быть охарактеризован с достаточной полнотой. Сначала дети получают знания об Уральских горах по физической карте СССР.

«В какой части света расположены Уральские горы? («На границе Европы и Азии».) В каком направлении они протянулись? («С севера на юг».) Определите по масштабу длину Уральских гор («Около 2 500 км».) Найдите на карте название самой высокой вершины Уральских гор («Народная».) Какую высоту имеет гора Народная? («1 900 м».) По условной раскраске найдите высоту Уральских гор в районе между Свердловском и Челябинском («200 — 500 м»). Решите такую же задачу по отношению к южной части Урала («500 — 2 000 м»). Западные склоны Уральских гор обозначены более широкими цветными полосками, восточные — более узкими. На этом основании решите, какие склоны Урала более пологие и какие — более крутые? («Западные склоны пологие, восточные — крутые».) Назовите равнины, расположенные к западу и к востоку от Уральских гор («ВосточноЕвропейская равнина, Западно-Сибирская низменность»). Какая река берёт начало в северной части Урала? («Печора»)… в южной части Урала? («Урал».) Какие крупнейшие реки Европы и Азии получают свои притоки с Уральских гор? («Волга, Обь».) Какими полезными ископаемыми богаты Уральские горы? («Железной рудой, медной рудой, золотом, нефтью, каменным углем».)

Сведения об Уральских горах, полученные детьми, на основе чтения карты, могут быть значительно дополнены при рассмотрении ими рисунка в учебнике.

Вершины Уральских гор имеют округлые очертания. Сравнительно пологие горные склоны покрыты лесами. Эти леса состоят по преимуществу из хвойных пород (на переднем плане рисунка видна ветка сосны и небольшая ель). По горной долине протекает река. На одном её берегу высится голый, неприкрытый растительностью утёс. На другом берегу (ближе к зрителю) лежат груды огромных камней.

В заключение дети знакомятся с образным словесным описанием Уральских гор: читается или пересказывается учителем статья «Через Уральские горы по железной дороге».

Р аб о та с карто й пр ир од ных з о н СССР, В программе 4 класса значительное место уделено ознакомлению учащихся с картинами природы и жизни населения в различных природных зонах СССР. Попутно с накоплением образного материала ведётся работа с картой природных зон.

При этом нужно иметь в виду, что границы зон нанесены на карту весьма условно, так как в природе одна зона переходит в другую постепенно. Так, например, на местности трудно сказать, где кончается лесотундра и начинается тайга. Поэтому внимание учащихся нужно сосредоточить не на границах зоны, а на её географическом положении и размерах. Поэтому при упражнениях с картой уместны такие вопросы и задания:

Как расположена тундра и лесотундра по отношению к Северному Ледовитому океану… Тихому океану… Северному полярному кругу? Какое море разделяет тундру и лесотундру на две неравные части? Какая зона расположена к югу от тундры и лесотундры? Какова ширина тундры и лесотундры (в направлении с севера на юг) на Кольском полуострове… на Таймырском полуострове… на крайнем северо-востоке СССР? Во сколько примерно раз длина тундровой и лесотундровой зоны больше её ширины?

Покажите на карте, где живут ненцы, с образом жизни которых вы познакомились. Найдите Нарьян-Мар — главный город Ненецкого национального округа. На какой реке расположен Нарьян-Мар, на каком берегу реки, в скольких километрах от устья реки? Найдите Кольский полуостров; найдите на нём Хибинские горы, богатые апатитами, найдите г. Кировск, расположенный возле апатитовых разработок. Найдите город Мурманск, а также Кировскую железную дорогу. Покажите тот участок, на котором Кировская железная дорога пересекает тундру.

Р аб о та с п олитич е с ко й карто й С С С Р . Сопоставляя в конце учебного года политическую карту СССР с двумя другими картами, изученными ранее, а именно: физической картой СССР и картой природных зон СССР, дети дают краткую характеристику каждой из 16 союзных республик. Для организации этой работы могут быть полезны следующие вопросы, последовательно предлагаемые учителем:

Где находится союзная республика? Каковы её размеры в сравнении с другими союзными республиками, или какова её длина и ширина в километрах (определить по масштабу)? Какими морями омывается территория этой союзной республики? С какими государствами (зарубежными) она граничит? С какими братскими союзными республиками соприкасается? Как устроена её поверхность? Какие протекают по ней реки? Какие расположены на ней озёра? Какой климат в этой союзной республике? Какие природные зоны пересекают союзную республику? Какие в ней имеются полезные ископаемые? Какие в ней живут народы? Чем занимается население союзной республики (в связи с природными условиями)? Как называется её столица?

В итоге такого рассмотрения детьми трёх карт СССР, припоминания при этом конкретного материала, накопленного при изучении зон СССР, и небольших добавлений со стороны учителя может быть дана географическая характеристика союзных республик, по своему объёму вполне достаточная для начальных классов. Возьмём для примера БССР.

Белорусская ССР расположена в западной части СССР, она протянулась вдоль параллели на 700 км и вдоль меридиана на 500 км. Граничит БССР с Польшей и четырьмя союзными советскими социалистическими республиками — Украиной, РСФСР, Латвией, Литвой. Выхода в море не имеет.

Поверхность БССР представляет собой равнину: на юге — плоскую, на севере — холмистую. Благодаря близости к морю климат влажный. Лето нежаркое. Зима мягкая, с частыми оттепелями. Из крупных рек по Белоруссии протекают Западная Двина и Днепр.

Ни в одной другой союзной республике нет такого количества болот, как в Белоруссии. Причина этого — обилие осадков и затруднённость стока (особенно в южной части республики). Советская власть приняла широкие меры к осушке болот. Вместо вреда болотные земли стали приносить немалую пользу. Леса в Белоруссии смешанные, они занимают 1/4 удобных земель.

Основное население БССР состоит из белорусов — народа, который по своему языку и культуре весьма близок к русскому народу. Кроме белорусов, в республике живут русские, поляки, евреи.

На своих полях население Советской Белоруссии выращивает рожь, пшеницу, лён, картофель. Осушенные торфяники служат для разведения огородных растений, а также для посева кормовых трав.

В Советской Белоруссии много лугов. Поэтому в ней развито молочное животноводство. Не меньшее значение имеет свиноводство. Главным кормом для свиней служит картофель.

Лесные богатства республики широко используются. Из древесины изготовляются доски, мебель, бумага.

Торфоразработки обеспечивают топливом электростанции, фабрики и заводы.

Столица Белорусской ССР — Минск.

С изучением географических карт связано развитие у детей пр о – странственных представлений . Практикой лучших учителей выработан для этой цели ряд специальных упражнений. Приведём важнейшие из них.

1.   Учитель предлагает детям найти какой-либо географический объект (например, полуостров Камчатку) на глобусе, на карте полушарий, на физической карте СССР, на политической карте СССР и т. д. Получая достаточно часто такие задания, дети приучаются узнавать географические объекты на любой учебной карте, независимо от её картографической проекции, масштаба и раскраски.

2.   Учитель закрывает тетрадью или рукой небольшую часть стенной карты и предлагает детям назвать то, что закрыто (например, озеро Байкал, остров Сахалин, Белое море и т. д.).

3.   Учитель показывает детям контур (озера, моря, полуострова, острова и т. д.), выпиленный из фанеры, вырезанный из картона или плотной бумаги. Дети должны узнать предъявленное им изображение географического объекта по его очертанию.

4.   Ученик стоит спиною к стенной карте и, вспоминая взаимное расположение географических объектов, отвечает на вопросы учителя. Например

В какой части СССР расположено Онежское озеро? Какая река вытекает из Онежского озера? В каком направлении течёт Свирь? Куда она впадает? Какая река вытекает из Ладожского озера? В каком направлении течёт Нева? Куда она впадает? Какой город расположен при впадении Невы в Финский залив?

Если учащийся затрудняется ответить или делает ошибку, учитель разрешает ему на несколько секунд взглянуть на стенную карту, чтобы выправить свой ответ.

5.   После того как все стенные и настольные карты убраны, на классной доске воспроизводится весьма схематично контур какого-либо географического объекта, например Аральского моря. Вслед за этим учитель даёт детям ряд заданий:

Вспомните, какие реки впадают в Аральское море, откуда они берут начало, в каком направлении текут? Начертите Сыр-Дарью и Аму-Дарью на классной доске.

Какое крупное озеро расположено к западу от Аральского? В каком направлении вытянуто Каспийское море? Начертите Каспийское море на классной доске.

Какие реки впадают в северную часть Каспийского моря? Начертите реку Урал и т. д.

В результате на доске возникает картосхема ряда географических объектов, взаимное расположение которых детям должно быть известно. После этого вывешивается стенная карта СССР и производится разбор неточностей, допущенных в нарисованной на память картосхеме.

6.   В классной комнате или школьном коридоре вывешиваются рядом карта СССР и небольшая доска, служащая для накалывания газетных вырезок. Вырезки эти подбираются специально выделенной группой учащихся по заранее намеченной тематике (например, очередные сведения о погоде и сельскохозяйственных работах в различных районах СССР, новости о ходе развёртывания крупной промышленной новостройки и т. п.). От вырезок протягиваются нити к карте, на которой цветными флажками отмечаются соответствующие районы, города и т. п. Такая «дежурная» карта, как её обычно называют, приучает детей всякое событие, о котором они узнают из газет, относить к определённому месту земной поверхности. Для того чтобы интерес к дежурной карте не ослабевал, необходимо в определённые дни (один или два раза в неделю) давать на доске новый газетный материал.

7.   Наилучшим средством развития пространственных представлений является работа с контурной картой. Выделение на контурной карте различных географических объектов с помощью раскрашивания способствует развитию у детей правильных представлений как о взаимном расположении этих объектов, так и об их конфигурации.

Моря и океаны не следует закрашивать сплошь, потому что в таком случае дети почти не обращают внимания на их контур. Более целесообразно обводить береговую линию со стороны моря лишь узкой синей полоской, причём у самого берега краска кладётся гуще, а по направлению к морю она сводится на нет.

Для того чтобы заполнить все извилины контура и избежать грубых штрихов, нужно скользить карандашом вдоль линии берега при помощи мелких вращательных движений, не отнимая карандаша от бумаги (иначе меняется сила нажима). Ученик всё время должен сверять место своей работы с таким же местом на карте. Направление горных хребтов обозначается на контурной карте толстыми коричневыми или чёрными линиями. Низменности закрашиваются зелёным карандашом. Возвышенности могут быть показаны белой или светложёлтой краской.

Природные зоны и союзные республики выделяются на контурной карте вдоль их границ узкими цветными полосками (подобно морям). При этом способе раскраски дети внимательно рассматривают очертание и ближайшее географическое окружение изучаемого объекта.

Надписи на контурной карте следует делать чернилами. Каждая надпись должна умещаться на площади того географического объекта, к которому она относится. В том случае, если это требование невозможно выполнить из-за недостатка места, следует ограничиться начальными буквами надписи (вместо Крымский полуостров писать — К. п.).

Степень усвоения детьми географической карты необходимо систематически проверять. При этом надо избегать трафаретности предлагаемых вопросов, поскольку они дадут лишь одностороннее представление о состоянии знаний и к тому же привнесут в классную работу элементы утомительного однообразия и, следовательно, ослабят интерес учащихся к карте.

Для того чтобы учёт знаний по карте носил разносторонний характер, необходимо иметь в виду следующие три типа заданий.

1)    Учитель показывает географические объекты, ученик устно или письменно их называет («Как называется этот полуостров?»). Такого рода вопросы особенно полезны для проверки правильности произношения и надписания географических имён.

2)    Учитель называет географические объекты, ученик их показывает («Покажи Крымский полуостров»). С помощью таких вопросов проверяются главным образом быстрота и точность показа на географической карте.

3)   Учитель так ставит вопрос, что ученик называет географические объекты и показывает их. Эти вопросы могут быть двух видов:

а)    Вопросы, в которых ученику предлагается определённым образом сгруппировать географические объекты. Например, назвать и показать: реки, впадающие в моря Северного Ледовитого океана; реки, берущие начало со Средне-Русской возвышенности; реки, пересекающие сухие степи; города, являющиеся столицами союзных республик; города, возникшие при советской власти; города, названные по имени народных вождей, политических деятелей, писателей нашей страны; города, лежащие на берегах Волги, и т. д.

б)    Вопросы, в которых ученику предлагается узнать географический объект по одной из характерных его черт. Например, назвать и показать: острова СССР, расположенные ближе остальных к северному полюсу; полуостров в СССР, омываемый водами двух Океанов; полуостров в СССР, расположенный на крайнем северо-востоке СССР; полуостров в СССР, отделённый от Северной Америки лишь узким проливом; полуостров в СССР, целиком расположенный в тундре и в то же время пересечённый пополам полярным кругом, и т. д.

Оба эти вида вопросов позволяют проверить не только запоминание, но и понимание учащимися географической карты. Кроме того, этот тип вопросов особенно нравится детям, так как отвечает их потребности в живом мышлении (дети называют эти вопросы «загадками»).

Во время учёта знаний с успехом могут быть применены контурные карты. Ответы на них могут быть даны двояким способом:

а)    в соответствии с заданиями учителя дети раскрашивают и надписывают контурные карты;

б)    дети отмечают названные учителем объекты, укладывая на соответствующих местах немой контурной карты картонные квадратики или кружки.

Контрольные работы, проводимые с помощью контурных карт, дают возможность в течение короткого времени проверить знания всего класса.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment