С 40-х годов прошлого века в российских школах получили широкое распространение математические игры-соревнования в виде олимпиад, конкурсов, викторин и др.
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В начале полугодия учитель намечает ряд задач, которые решаются во внеурочное время дополнительно к задачам, решаемым по программе. Когда задачи решены, учитель организует проверочную письменную работу (1-3 задачи). К работе во втором туре допускаются ученики, решившие 2—3 задачи из трех. Они получают новый набор задачи по истечении 1—1,5 месяца снова выполняют письменную проверочную работу. Ученики, справившиеся с решением 2—3 задач, готовятся к третьему туру, на котором определяются победители олимпиады и проводится премирование.
Математические конкурсы и викторины относятся к наиболее легко организуемым видам математических соревнований. Для конкурса учитель намечает тему, например «Измерение площадей», дает списки задач, указывает, что нужно повторить (квадратные меры) и назначает срок состязания. До конкурса ученики не знают тех задач и вопросов, с которыми они встретятся на состязании.
При проведении викторины ученики заблаговременно задания не получают, а готовятся к ответам экспромтом. Викторины могут проводиться на утренниках, в часы занятий кружка и в урочное время. В проведении викторины может принять участие каждый желающий. Викторины бывают слуховые (ответы на вопрос), зрительные (по рисункам и чертежам) и смешанные. Содержанием их являются теоретические вопросы программы и занимательные задачи.
Командные соревнования проводятся между параллельными классами или внутри класса. Они могут охватывать всех учащихся или одинаковые по численности (8—10 человек) команды от каждого класса. Если командные состязания проводятся в одном классе, команды выделяются от каждого звена (по 2—3 человека). В команды выделяются ученики с учетом мнения детей.
Каждой команде предлагается в определенный срок (30—45 минут) решить несколько задач и примеров. Работа проводится одновременно в нескольких классах. По истечении назначенного срока работы сдаются учителям, которые устанавливают победителя в командных соревнованиях. Если командные соревнования проводились в одном классе, команду-победителя определяет учитель данного класса.
Олимпиады, конкурсы, викторины, командные соревнования являются дальнейшим развитием игр на соревнование, практикуемых в школах на занятиях устными вычислениями.