Картины, диапозитивы, коллекции на уроках географии в начальных классах

kartiny diapozitivy kollekczii na urokah geografii v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Наглядные пособия используются учителем главным образом при объяснении учебного материала, хотя они могут быть успешно применены и при повторении пройденного. Стенная картина обычно используется в тесной связи с географической картой и текстом учебника.

Восприятие картины состоит из трёх последовательных моментов:

1.   Картина вывешивается и называется учителем (например: «Перед вами охота на тюленей»). Дети рассматривают картину в течение 1 — 2 минут.

2.   Затем учащимся предлагается перечислить всё, что они видят на вывешенной картине. В связи с выполнением этого задания внимание детей направлено на отдельные детали изображённого на картине ландшафта.

3.   Исчерпав перечень деталей, дети под руководством учителя переходят к освоению картины в целом.

Приведём пример беседы по картине «Зверобойный промысел» при изучении программной темы «Северный Ледовитый океан».

Сначала учитель предлагает детям рассмотреть место, где происходит охота. При этом дети определяют на глаз поперечник ледяных полей и ширину разводий, находят на ледяных полях торосы, вспоминают, как торосы образуются.

Затем учитель переносит внимание детей на тюленью полёжку. Подсчитав приблизительно количество животных, изображённых на картине, дети по заданию учителя рассказывают, чем питаются тюлени, почему, насытившись, они не остаются в воде, а выползают для отдыха и сна на поверх-

Зверобойный промысел.

 

ность ледяных полей (тюлени дышат лёгкими), почему тюлени отдыхают не на середине ледяного поля, а чаще всего на его краю (тюлени передвигаются по льду с большим трудом, кроме того, они держатся вблизи разводий из предосторожности, для того чтобы быстро уйти в воду в момент опасности).

Далее рассматриваются флотилия судов и охотники. В связи с этим учитель ставит перед детьми следующие вопросы: На каком примерно расстоянии от тюленей остановились охотничьи суда? Почему тюлени не видят судов? (Мешают торосы.) Почему тюлени не слышат стука судовых машин и не чуют подозрительных запахов? В каком направлении дует ветер? Почему охотники, спустившись с судов на лёд, тащат с собой лодки? (Чтобы переплывать через разводья.) Какие меры принимают высланные вперёд стрелки, чтобы не быть замеченными тюленями? Почему снимальщики, которые идут вплотную за линией стрелков, торопятся снимать кожу со слоем жира у только что убитых тюленей? (Если тюленьи туши пробудут долго на морозе, они закоченеют, тогда на свежевание уйдёт много времени.) Что делает третья линия охотников, расположенная за снимальщиками? (Подтягивает снятые шкуры поближе к судам и складывает в кучи, чтобы удобнее было поднять груз на палубу.)

Затем учитель вызывает одного из учащихся к картине и даёт ему задание — найти того, кто обнаружил тюленье лежбище и указал путь охотничьим судам (в небе виден самолёт).

В заключение учитель рассказывает, как началась охота. В узкой части Белого моря, которое называют «Горлом» находится небольшой остров Моржовец (учитель отмечает его на карте красным флажком), на стоянке расположилась охотничья флотилия. Начальник флотилии вызывает самолёт, который вылетает на разведку. Лётчик с высоты в тысячу метров осматривает льды Белого моря. Обнаружив полёжку тюленей, он по радио указывает место своей находки. Тогда суда снимаются с якоря и направляются на охоту.

Богатый иллюстративный материал для уроков географии представляют диапозитивы. Будучи отброшены на полотно или белую стену классной комнаты, они дают крупное, яркое изображение, легко рассматриваемое во всех деталях.

При демонстрации диапозитивов надлежит соблюдать общепринятые методические правила.

Каждый диапозитив должен быть использован полностью и, следовательно, подвергнут тщательному рассмотрению. Поэтому общее число диапозитивов, показываемых на уроке, не должно превышать 15 при объяснении нового учебного материала и 20 при повторении.

Время пребывания детей в темноте должно быть ограничено 15 минутами, так как всякий приём, длительно и однообразно применяемый, утомляет детей и может нарушать классную дисциплину, особенно в данном случае, когда учитель почти не видит своих учеников и не может контролировать их поведения. Перерыв в демонстрировании диапозитивов заполняется рассказом учителя, изучением географической карты и т. п.

После перерыва можно снова затемнить классную комнату для организации просмотра следующей группы диапозитивов.

Весьма ценным пособием, обеспечивающим наглядность, конкретность и занимательность обучения, является ш коль но е кино . Особенность его состоит в том, что оно даёт зрительный образ изучаемого объекта не в статике, как стенная картина, или рисунок учебника, или диапозитив, а в динамике, в движении.

При посредстве кино дети в течение очень короткого промежутка времени могут знакомиться с большим количеством учебного материала. Но при этом они быстро утомляются. Отсюда возникает правило, согласно которому демонстрация фильма на уроке не должна превышать 12 минут (один рулон плёнки). В особых случаях, когда фильм не загружён учебным материалом и смотрится очень легко, время демонстрирования можно довести до 20 минут.

Работа с учебным фильмом на уроке является одной из наиболее трудных. Для того чтобы в полной мере использовать учебный фильм на уроке и хорошо объяснить его детям, учителю нужно предварительно просмотреть его два-три раза. Во время таких просмотров полезно делать для памяти записи, определяющие характер и последовательность объяснений на уроке.

Большую помощь учителю при подготовке к киноуроку могут оказать монтажные листы, выдаваемые из фильмотеки вместе с киноплёнкой. В монтажных листах указаны порядок чередования кадров, а также краткое содержание и метраж каждого кадра.

Кино ур ок строится следующим образом.

Вслед за обычной организационной частью урока и учётом знаний необходимо подготовить детей к восприятию фильма. С этой целью учитель сообщает детям название фильма, место и время действия, а также некоторые предварительные сведения, необходимые для понимания фильма.

Следующая часть урока заключается в показе фильма и попутном его объяснении. Не следует стремиться к тому, чтобы словесное сопровождение фильма было сплошным и непрерывным. Такого рода сопровождение осложняется тем, что учитель обычно не успевает закончить своей фразы по поводу очередного кадра, как на экране появляется новый кадр. Вследствие этого у детей словесное и зрительное восприятия не совпадают во времени и мешают друг другу. Дети либо схватывают фразу учителя, но упускают заметить нечто новое на экране, либо, наоборот, смотрят на экран, но не слушают учителя. Для того чтобы помочь детям в восприятии фильма, достаточно читать громко все надписи, появляющиеся на экране, направлять внимание учащихся движением указки и краткими замечаниями, откладывая подробные объяснения на последующий разбор всего фильма.

За просмотром фильма следует закрепление знаний (15 — 20 минут). Эта часть киноурока приобретает особое значение ввиду того, что фильм даёт знания, как выше было отмечено, в весьма быстрых темпах.

Разбор фильма сопровождается использованием географической карты, стенной картины, иллюстраций учебника и т. п., т. е. это обычное развёрнутое объяснение нового материала с тем, однако, существенным различием, что оно опирается в данном случае на большое количество зрительных образов, только что полученных детьми.

В 4 классе при изучении природных зон СССР дети сталкиваются с новыми для них названиями разных полезных ископаемых, растений и животных. Для того чтобы такие слова, как «апатит», «ягель», «пеструшка» не оставались для детей пустым звуком, необходимо обзавестись соответствующими коллекциями и демонстрировать отдельные экземпляры на уроках. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти коллекции были покупными.

Задолго до прохождения в классе той природной зоны, в пределах которой находится школа, следует собрать возможно полную коллекцию местных полезных ископаемых, растений, мелких животных (последние сохраняются в засушенном виде, в форме заспиртованных препаратов, а также чучел).

Повторные экземпляры, которые при этом накопятся, должны послужить для обмена со школами, расположенными в условиях другого географического окружения.

Переписка, которая в результате обмена коллекциями наладится с дальними школами, сама по себе будет иметь большое воспитательное значение.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment