Вначале рассматриваются трехзначные числа только со значащими цифрами; например: 638, 826, 762. Числа иллюстрируются на абаке и счётах. Под палочками абака цифрами обозначают, сколько сотен, десятков и единиц в данном числе. Далее числа иллюстрируют на абаке с помощью кружочков, постепенно переходя от реальной к условной наглядности. Потом числа, иллюстрируемые на абаке, откладывают на счетах, записывают цифрами сначала в нумерационной таблице, а потом вне ее.
Постепенно ученики переходят к чтению и записи чисел без наглядных пособий, при этом выясняют десятичный состав данных чисел (из скольких сотен, десятков и единиц состоит каждое из них).
Когда усвоена нумерация трехзначных чисел без нулей, переходят к записи чисел, в которых имеются нули. Здесь надо дать больше упражнений в записи таких чисел, при обозначении которых дети допускают ошибки; например: 305 и 350; 42 и 402; 506, 56 и 560.
Сравнить числа: 185 и 815, 218 и 128.
Поставить знак > или < вместо звездочки в записи:
305 * 35
804 * 840
96 * 960
Расположить в порядке возрастания числа: 444, 308, 603, 360, 111. Написать наименьшее трехзначное число; наибольшее.
Очень важно провести ряд таких упражнений, при помощи которых дети учатся различать число и цифру. Например: придумать и записать три трехзначных числа, при записи которых используется одна какая-нибудь цифра.
Сколько различных цифр использовано при записи каждого из чисел: 278, 504, 330, 900, 77, 111?
Прочитать числа: 192, 39, 900, 209. Какая цифра встречается в каждом из этих чисел?
Написать шесть чисел, используя при этом лишь цифры: 2, 7,1. Чтение и запись чисел сопровождаются упражнениями:
а) в раздроблении и превращении разрядных чисел; например:
8 сот. = 800 900 = 9 сот.
46 дес. = 460 650 = 65 дес.
6 руб. = 600 коп. 800 коп. = 8 руб.
8 м = 800 см 300 см = 3 м
4 руб. 20 коп. = 420 коп. 630 коп. = 6 руб. 30 коп.
7 м 58 см = 758 см 138 см = 1 м 38 см
б) в образовании чисел из сотен, десятков и единиц и в разложении данных чисел на разряды.. Например: 4 сот. 1 дес. 7 ед. = 417; 367 = 3 сот. 6 дес. 7 ед.
Полезно решать следующие примеры на сложение и вычитание: 600 -+- 28, 789 — 700 и т. д. Выполнение арифметических действий в дан’ном случае является применением знания нумерации в новых условиях.
Нумерацию трехзначных чисел следует рассматривать в тесной связи с изучением величин. С этой целью надо проводить упражнения в измерении, упражнения в раздроблении, превращении и выполнении арифметических действий с именованными числами. Целесообразно сопоставить систему счётных единиц (единица, десяток, сотня) с метрической системой мер (сантиметр, дециметр, метр). Целесообразно обозначать множества предметов и данные отрезки различными числами (3 сотни, 30 десятков, 300 единиц; 3 м, 30 дм, 300 см). При этом надо подчеркнуть, что одно и то же значение величины может быть выражено разными числами в зависимости от выбранной меры.