В качестве наглядных пособий по развитию речи чаще всего применяются:
а) отдельные большие настенные картины;
б) альбомы больших картин (один набор на класс)
в) отдельные альбомы малого формата (по одному набору на парту).
Картинки бывают трёх типов:
а) предметные,
б) сюжетные,
в) пейзажные.
Предметные картинки обычно используются в качестве пособий при группировке слов-понятий.
На них изображаются отдельные предметы: из них дети выбирают такие, которые могут быть объединены по общему признаку, и записывают в тетрадях их названия.
При работе с группой картинок дети называют устно каждый предмет, выбирая сначала, например, те из них, которые относятся к мебели , а затем те, которые относятся к по суде . Потом дети записывают эти названия предметов в тетради по форме:
Мебель : стол, стул…
Посуда : горшок, миска…
С каждым словом придумывается предложение. Аналогично этому проводится работа и с другими картинками. Такие пособия для классификации слов-понятий может изготовить сам учитель, например, на темы:
«Рыбы и птицы», «Деревья и кусты», «Цветы и грибы», «Одежда и обувь», «Овощи и фрукты» и пр.
Такие картинки дают возможность группировать предметы по тем или иным общим признакам. Дети могут отнести их вначале к самым общим понятиям (птицы, рыбы, деревья, животные, грибы, цветы), затем могут разбить каждую категорию предметов на две группы, например: дикие и домашние животные, зимующие и перелётные птицы, хвойные и лиственные деревья и т. д.
Картинки предметов и явлений природы и жизни людей можно использовать для группировки предметов по месту их нахождения или по времени, когда их можно наблюдать, например:
На реке: лодка, пароход, мост, берег, рыба и т. р.
В лесу: деревья, кусты, цветы, грибы и т. п.
Зимой: снег, метель, голые деревья, езда на санях, снежная баба и т. п.
Летом: трава, солнце, деревья в зелени, цветы, дождь, гроза и т. п.
Предметные картинки, изображающие предметы, их признаки и действия, можно использовать также и для составления предложений, например: Самолёт летит. Поезд мчится. Собака бежит. Мальчик удит рыбу. Девочка ловит бабочку. Колхозники пилят дрова. И т. п.
Сюжетные картинки служат для составления детьми рассказов (после того, как дети разберутся, какие предметы и явления на них изображены).
Тот или иной сюжет может быть развёрнут в одной картинке или в нескольких картинках.
Наиболее лёгким видом работы являются сочинения-рассказы по нескольким картинкам, изображающим последовательные моменты одного события. Например, на тему «В лес за грибами» можно дать 4 картины: 1) Дети идут в лес. 2) Дети рассыпались по лесу. 3) Дети отдыхают в лесу и 4) Дети возвращаются домой с грибами.
Второй пример: на тему «Утро школьника» также можно дать 4 картины: 1) Мальчик проснулся. 2) Мальчик одевается. 3) Мальчик завтракает и 4) Мальчик идёт в школу.
Сюжетная картинка может содержать только начальный и конечный момент происшествия; например, на тему «Как Федя стал лётчиком» может быть дано две картины: «Федя-мальчик пускает планер» и «Федя-юноша сидит за рулём самолёта». На тему «Собака спасла» может быть дано две картины: «Мальчик в зимнюю метель заблудился, устал и прилёг у копны сена» и «Люди приходят к мальчику; около мальчика стоит собака».
Чаще всего для составления сочинения применяется одна картина, изображающая центральный момент происшествия, например, «Заблудились» (на картинке изображены дети в лесу — они потеряли дорогу, не знают, куда идти; один мальчик полез на верхушку дерева), или «Пионер спасает поезд» (на рельсах около места поломки стоит пионер с красным галстуком в руке; подходит поезд).
Сюжетные картинки первого рода дают план рассказа, и для составления сочинения детям нужно только понять содержание каждой картинки и последовательно рассказать картинку за картинкой.
Картины второго и третьего рода требуют от детей работы воображения: надо представить себе не только то, что дают картины, но вообразить и те моменты происшествия, которых нет на картинах: во втором случае восполнить центральную картину, в третьем — восполнить два момента — предшествующий и последующий. Это, конечно, труднее, и в практике школьной работы составление сочинений по двум или одной картине обычно проводится уже после того, как дети научатся составлять сочинения по ряду картин.
Картины , из о бр аж ающи е п е йз ажи , или явления природы, даются детям старших классов школы для составления описаний.
Примерами таких картин являются: «Берёзовая роща» Куинджи, «Лес» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова, «Буря на море» Айвазовского и др.
Наиболее простыми картинами являются те, которые изображают отдельные случаи из жизни детей, близкие по содержанию к непосредственным переживаниям и наблюдениям учащихся: «Игра в прятки», «Снежки», «С удочкой на реку», «В пионерском лагере» и др.
Более трудны для детей репродукции картин наших художников кисти, рисующие быт прошлого: «Тройка» Перова, «У порога школы» Богданова- Бельского, «Бурлаки» Репина и др. Эти репродукции можно давать детям только в 4 классе. Для того чтобы хорошо составить сочинение на тему из прошлого, нужно иметь историческую перспективу и знания о жизни людей, живших в дореволюционную эпоху.
Такие сочинения следует давать после тщательной проработки материала на выбранную тему на уроках объяснительного чтения или во время беседы, подготовляющей к работе над сочинением, и непременно сопровождать их планами, коллективно составленными или предложенными учителем в готовом виде.
Очень полезны в воспитательном отношении во всех классах школы картины, раскрывающие вопросы поведенческого характера, вопросы морали («Подвиг разведчика», «Пионеры помогли», «У больного учителя», «Тимуровцы» и др.).
Эти картины возбуждают у детей те чувства и мысли, которые жизненно необходимы нашим детям — будущим строителям коммунизма в нашей стране. Степень трудности содержания таких картин различна: здесь всё зависит от темы, которая развёрнута в картине (или в картинах).
Подготовка детей к таким сочинениям требует тщательной работы по разбору содержания картин, иногда путём объяснительного чтения.
На уроках объяснительного чтения с целью развития речи детей и навыка сознательного чтения в качестве наглядных пособий используются картинки , помещённые в кн игах для чте ния (как рисунки, иллюстрирующие читаемые статьи, так и репродукции художественных картин, подходящих по теме к читаемым статьям и рассказам).
Разбор иллюстраций и их сопоставление с текстом помогает глубже понять содержание читаемых текстов и представить его более конкретно.
Беседа по картинкам раскрывает значение отдельных слов и выражений, подводит к выводу главной мысли рассказа или статьи и, наконец, даёт новые сведения, дополнительно к тем, которые получены путём чтения текста.
Кроме того, многие иллюстрации можно использовать как материал для развития устной и письменной речи учащихся в связи с чтением: учащиеся составляют сочинения по картинкам, используя, с одной стороны, содержание этих картинок и, с другой, языковый материал прочитанных статей и рассказов. Эти иллюстрации позволяют, таким образом, провести работу по составлению сочинений по аналогии с прочитанным и разобранным рассказом и тем самым углубить и расширить понимание прочитанного текста.
Для тех же целей углубления понимания читаемых текстов могут быть использованы также и специальные большие настенные картины , подходящие по теме к читаемым рассказам и статьям.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова