Организация пришкольного участка в начальных классах

organizacziya prishkolnogo uchastka v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Пришкольный участок устраивается непосредственно на школьной усадьбе или вблизи школы, на расстоянии не дальше 1/4 км от школы.

Место для участка должно быть ровное, с хорошей почвой, пригодной для выращивания огородных растений. Участок должен быть открытым для солнечных лучей, иначе растения не будут нормально развиваться.

Участок непременно должен быть огорожен.

Школа составляет план участка с распределением его площади по классам и видам выращиваемых растений. Для этого необходимо прежде всего выбрать определённый севооборот.

Для указанных выше растений может быть рекомендован четырёхпольный севооборот.

Поля

Годы

1-е поле

2-е поле

3-е поле

4-е поле

1950

капуста

огурцы помидоры

морковь свёкла

картофель фасоль

1951

огурцы помидоры

морковь свёкла

картофель фасоль

горох капуста

1952

морковь свёкла

картофель фасоль

горох капуста

огурцы помидоры

1953

картофель фасоль горох

горох капуста

огурцы помидоры

морковь свёкла

Пр им еч ани е : При наличии достаточной площади земли рекомендуется участок разбить на 6 полей, отводя 2 из них под многолетние травы (клевер и тимофеевка или люцерна и житняк) для восстановления структуры почвы.

 

Первое поле основательно удобряют навозом. При бедных почвах необходимо давать дополнительное удобрение и в последующие годы.

Семенники корнеплодов и капусты выращиваются или на третьем поле, или могут быть вынесены на отдельный участок. Коллекционные посевы также выносятся на отдельный участок.

Примерный план овощного участка с цветником и ягодником (плодовый сад расположен за участком).

Особое место отводится для ягодника.

Особо выделяется площадь для плодового сада.

При планировании участка необходимо предусмотреть свободный подход к грядкам каждого класса и выделение площадки, где можно складывать орудия и проводить беседы. Такая площадка, на которой может свободно разместиться целый класс, должна занимать или середину участка, или край вдоль большей части участка.

Проходы между участками отдельных классов должны быть достаточно широкие (не менее 1 м в ширину).

Участок отдельного класса разбивается на грядки. Грядки должны быть не широкие, сантиметров 70, чтобы дети могли свободно на них сеять и полоть. С этой же целью посев рекомендуется производить рядками поперёк грядок. Борозды между грядками надо делать несколько шире, чем обычно на огороде — сантиметров 35 — 40. Длина грядок должна составлять от 4 до 6 м, чтобы детям нетрудно было их обходить. В более южных областях большинство культур садится сплошным посевом, без гряд.

Пришкольный участок следует обеспечить необходимым детским инвентарём и в достаточном количестве.

Орудия для детей (лопаты, грабли и т. п.) должны быть легче и меньше, чем такие же орудия взрослых.

Если школа не имеет возможности изготовить такие орудия, то можно воспользоваться и орудиями взрослых, предварительно облегчив их. Так, у лопаты можно уменьшить ширину пластинки до 13,5 см, отрубив её по краям; у граблей также следует уменьшить ширину, оставив 7 — 9 зубьев. Ручки лопат, граблей, тяпок следует уменьшить до 90 — 95 см.

Учитель обязан позаботиться о том, чтобы орудия были посильными и безвредными для работы детей.

Заготовкой инвентаря надо заняться своевременно, ещё зимой, с тем чтобы к началу работы иметь всё необходимое для работы детей на пришкольном участке.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment