Непосредственное изучение детьми географических объектов отличается наибольшей эффективностью. Так, например, наблюдая на экскурсии ручей, дети видят его движение, слышат его журчание, чувствуют прохладу его вод. Они находятся под влиянием самых разнообразных ощущений, которые обеспечивают полноту восприятия.
Экскурсии в то же время вызывают у детей сильные переживания, повышающие интерес к изучаемому объекту и окрашивающие получаемые знания в яркие эмоциональные тона. Обычно школьные экскурсии надолго запечатлеваются в памяти детей и дают поэтому не только полноценные, но и прочные знания.
Изучение на экскурсиях местной природы, хозяйственной деятельности населения, а также социалистической стройки воспитывает у детей любовь к родному краю.
Однако географические экскурсии могут быть эффективными лишь при условии тщательной подготовки к ним. Чёткое определение содержания экскурсии является первым условием, обеспечивающим успешность её проведения.
Вместе с этим необходимо правильно выбрать на местности объект изучения. Он должен быть типичным. Это значит, что общие и существенные признаки должны найти в нём своё исчерпывающее и яркое выражение. Нельзя, например, с целью первоначального ознакомления привести детей к озеру, уже наполовину превратившемуся в болото. Такие неудачные экскурсионные объекты могут лишь запутать детей, увести их в сторону от правильного обобщения.
Находясь с детьми на открытом воздухе, вне привычной классной обстановки, учитель должен следить за тем, чтобы внимание детей не рассеивалось, так как только сосредоточенное внимание может обеспечить полноту восприятия изучаемого географического объекта.
В связи с этим составляется и маршрут экскурсии.
Приведём примеры географических экскурсий с учащимися 3 классов с целью изучения местных форм земной поверхности и местных поверхностных вод.
На пути из школы к месту экскурсии дети находят: горизонтальные площадки, пологие и крутые склоны, обрывы.
Возле одного из крутых склонов делается остановка. Дети совершают подъём и спуск вдоль склона.
Далее в трёх пунктах, заблаговременно выбранных учителем, дети устанавливают самодельные нивелиры. Самодельный нивелир имеет форму буквы Т и изготовляется из деревянного бруска 2 х 2 см. Вертикальный брусок нивелира имеет внизу остриё. Поверх острия делается зарубка. От зарубки до верхней поверхности горизонтального бруска должно быть 100 см. Горизонтальный брусок, служащий для визирования, имеет в длину 30 см. К середине горизонтального бруска сбоку прибит гвоздик. От гвоздика свешивается вниз отвес. Если нить отвеса совпадает с линией, прочерченной вдоль вертикального бруска, то последний действительно вертикален, а горизонтальный брусок действительно горизонтален.
На экскурсию дети берут по несколько штук таких нивелиров, а также измерительных тесёмок с делением на метры, шестов высотой в 1 м и несколько компасов. Глядя вдоль горизонтального бруска, дети определяют, как расположилась линия визирования по отношению к земной поверхности:
а) Линия визирования упирается в землю.
Дети делают вывод — местность впереди обра- Самодельный нивелир.
зует склон или покатость. Послав вперёд своего
товарища с шестом и заставив его знаками то приближаться, то удаляться, дети точно отмечают то место, где линия визирования пересекла земную поверхность. При помощи тесьмы определяется расстояние от нивелира до шеста. Предположим, что оно равно 8 м.
б) Линия визирования упирается в землю на расстоянии 12 м от ниве-
„р- –
лира. Дети делают вывод — второй склон более пологий, чем первый. Сравнение крутизны склонов с помощью нивелира.
в) линия визирования оказалась параллельной земле. В условиях открытой местности она указывает на линию горизонта. Дети с помощью учителя делают вывод — местность впереди (а также сзади) не повышается и не понижается. Она образует горизонтальную площадку.
Пользуясь в качестве примера различными объектами на местности, учитель разъясняет детям значение склонов для хозяйственной деятельности человека.
Влага, выпадающая во время дождя, быстро стекает с крутых склонов. На пологих склонах дождевые ручьи уже менее быстры и многоводны. На горизонтальных же площадках дождевая вода подолгу задерживается, образуя большие лужи. Таким образом, от одного и того же дождя земля увлажняется неодинаково в различных частях земной поверхности.
Каждый водный поток увлекает в своём движении частицы почвы. Особенно легко вымываются водой наиболее мелкие частицы. Поэтому на крутых склонах слой почвы обычно бывает более тонким, чем на пологих склонах, а сама почва состоит из сравнительно крупных зёрен, так как мелкие зёрна унесены ручьями.
На неровной местности пахать землю нужно поперёк склонов — иначе вешние и дождевые ручьи, направившись вдоль борозд, проложенных плугом, превратят их в глубокие водороины и испортят пашню.
Если на местности много склонов, то грунтовые и шоссейные дороги прокладывать нелегко, поскольку приходится избегать частых подъёмов и спусков. Дороги в этих случаях извиваются, виляют из стороны в сторону, обходя препятствия, создаваемые рельефом. На железных дорогах для борьбы с влиянием склонов устраивают насыпи и выемки. Возле небольших, едва заметных уклонов железнодорожного полотна устанавливаются особые сигнальные знаки. При подъёме машинист переводит машину на полный ход, при спуске действует тормозами.
Приступая к изучению холма, учитель вначале располагается с детьми на некотором расстоянии от него и называет его части — вершину, подошву, склоны. После этого предлагает детям зарисовать холм в свои тетради.
Затем дети взбираются на вершину холма. Осмотревшись вокруг, они убеждаются, что даль горизонта с поднятием на холм увеличилась.
Учитель обращает внимание детей на то, что склоны холма, сбегая от вершины к подошве, обращены во все стороны. Дети указывают наиболее крутой и наиболее пологий склон.
Спустившись с холма, учитель ведёт детей вдоль его подошвы. Это необходимо сделать потому, что подошва холма часто бывает недостаточно отчётливо выражена.
Затем учащиеся измеряют высоту холма с помощью своих нивелиров, двигаясь к его вершине с разных сторон.
Нивелир втыкается в землю у подошвы холма. Там, где линия визирования уперлась в землю, ставится шест. Нивелир переносится на место шеста,
Измерение высоты холма
а один из учащихся поднимается по склону выше, чтобы отметить шестом новую точку, в которую нужно будет перенести нивелир. Каждый перенос нивелира означает подъём на 1 м. Добравшись с нивелиром до вершины холма, нетрудно подсчитать общее число метров, на которое пришлось подняться.
Дети по компасу находят у холма его южный и северный склоны, после чего устанавливают следующие различия между ними: южный склон лучше освещается и сильнее обогревается, чем северный. Весной на южном склоне появляются первые проталины: здесь быстрее, чем где бы то ни было, пробуждается жизнь. Растения здесь раньше зацветают и раньше дают плоды. На северных склонах произрастают теневыносливые породы деревьев (ель, пихта, бук и др.), на южных же склонах — светолюбивые породы (сосна, берёза, дуб и др.).
В заключение учитель рассказывает об использовании холмов человеком. Там, где много болот или же разливы рек бывают весьма значительными, — на холмах располагаются деревни. Травянистая растительность холмов чаще всего используется для пастьбы скота. Под пашню холмы занимаются в последнюю очередь, потому что они неудобны для работы сельскохозяйственных машин и, кроме того, по их склонам растения вызревают с неодинаковой быстротой, что усложняет уборку урожая.
На экскурсии с целью изучения оврага учитель прежде всего обращает внимание детей на расположение оврага. Являясь местом стока вешних и ливневых вод, овраг всегда располагается вдоль наклона местности.
Идя над оврагом, дети рассматривают его узкое дно, крутые склоны, извилистые берега с боковыми ветвлениями, находят верховье и устье оврага. Затем учитель предлагает детям начертить в виде эскизного наброска план оврага. Далее учитель переходит к вопросу о происхождении изучаемого оврага. В его верховьях и ответвлениях учитель обращает внимание детей на свежие водороины. Возле нижнего окончания водороин дети находят конусовидные выносы рыхлой земли. Если разрезать эти выносы острой лопатой, то нетрудно убедиться, что они имеют слоистое строение. Каждый ливень, создавая водороины, образует по одному слою.
Растирая пальцами небольшие комочки, взятые со склонов, учащиеся далее убеждаются, что овраг прорезал рыхлые, легко размываемые породы. На дне оврага учащиеся отыскивают крупные камни, вымытые из рыхлых пород.
Все собранные факты помогают учителю восстановить перед детьми картину, которая развёртывается перед глазами наблюдателя во время бурного таяния снега или во время летнего ливня.
С боковых покатостей сбегают к оврагу многочисленные ручьи и низвергаются в него шумными водопадами. Разрушительная работа этих ручьёв придаёт берегам оврага характерную для них извилистость. Наиболее сильные из ручьёв вызывают образование ветвлений оврага. Соединяясь вместе, боковые ручьи образуют в овраге поток, который мчится по его дну. Этот мощный поток работает над дальнейшим углублением оврага, смывая и унося с собой огромное количество рыхлой земли.
Далее учитель поясняет, что последующее удлинение оврага происходит в его верховье. Возник же овраг там, где находится его устье. Здесь высокий берег реки или крутой склон холма дал стремительным потокам воды возможность начать свою разрушительную деятельность.
Пользуясь примерами, полученными во время осмотра оврага, учитель рассказывает детям о вреде, который причиняют овраги хозяйству, а также о мерах борьбы с ними.
Во время экскурсии на ручей учитель прежде всего обращает внимание детей на движение воды по уклону. Бросив в воду поплавок, дети определяют направление течения, после чего знакомятся с понятиями «вниз по течению», «вверх по течению».
Поставив детей лицом в ту сторону, куда течёт ручей, т. е, вниз по течению, учитель показывает им правый берег (справа) и левый берег (слева).
Пройдя вдоль ручья, дети находят в его русле быстрины и водопады. Они наблюдают при этом, что в местах со значительным уклоном заметным образом ускоряется течение воды.
Учитель обращает внимание детей на размывающую деятельность ручья в тех местах, где его течение обладает значительной скоростью. Дети наблюдают, как по дну ручья перекатываются песчинки, а более крупные камешки, вымытые из рыхлой породы, остаются лежать неподвижными. В тех местах, где течение замедляется, дети находят отложения переносимого водой материала.
Для того чтобы решить, откуда в ручье берётся вода, учитель ведёт детей к его истоку.
Если в каком-либо месте сливаются два ручья, то устанавливается, какой из них главный и какой является притоком. Главный ручей по сравнению с притоком многоводнее и длиннее (считая от места их слияния до истока).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова