История в начальной школе

istoriya v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Познавая окружающее, дети знакомятся с жизнью. Они наблюдают существующие отношения между людьми, слушают разговоры взрослых о происходящих событиях и многими из них интересуются.

Проявление интереса к общественной жизни, стремление понять те или иные её стороны, желание узнать, как люди жили раньше, всегда ли было так, как теперь, — свидетельствует об очень раннем пробуждении исторических интересов у детей.

В первые годы обучения (2 и 3 классы) эти интересы детей удовлетворяются на уроках объяснительного чтения и затем, в 4 классе, — на занятиях по истории своей родины. Здесь закладываются основы исторического образования. При этом ставятся следующие задачи:

1.   Дать детям понятие о том, что в жизни нет ничего неизменного, что всё меняется с течением времени, всё движется вперёд — на смену старому всегда приходит новое.

2.   Познакомить детей в образных представлениях с наиболее важными историческими фактами и этапами исторического развития.

3.   Положить начало формированию в сознании детей основных исторических понятий и помочь детям осознать доступные для них простейшие связи между историческими явлениями.

4.   Подвести детей через знание прошлого к пониманию современности и научить их ценить достигнутое и завоёванное в итоге многовековой и героической борьбы народов.

5.   Пробудить и воспитать у учащихся чувство беззаветной любви к своей родине и к своему народу, чувства горячего патриотизма и национальной гордости, присущие гражданам первой социалистической страны в мире, чувство ненависти ко всем врагам и угнетателям трудящихся.

Основные исторические понятия начинают складываться у детей уже в младших классах. На уроках чтения, в беседах с учителем, на экскурсиях дети узнают о том, что люди трудятся и трудом добывают всё необходимое для жизни — пищу, одежду, жилище и т. д. Постепенно учащиеся подводятся к выводам, что без труда жить нельзя, труд — это о с но в а жизн и , что в нашей стране все люди трудятся для общей пользы.

В 3 классе дети узнают, что люди не всегда трудились и жили так, как они живут сейчас, что жизнь людей меняется с течением времени. Теперь в нашей стране все люди трудятся, а в прошлом трудились не все — среди людей были трудящиеся и нетрудящиеся, одни трудились, нуждаясь во всём, а другие жили праздно и богато за счёт чужого труда. Так начинает складываться понятие о трудящ их ся и н етрудящ ихся лю дях , об угнетённых и угнетателях.

В 4 классе эти понятия расширяются и углубляются. Дети узнают о жизни крестьян и рабочих в прошлом. В ярких картинах учитель рисует детям крепостное право. Дети знакомятся с условиями жизни и труда крепостных крестьян и с их борьбой за волю и землю против крепостников- землевладельцев (восстания Болотникова, Разина, Пугачёва). Рассказывая далее детям об отмене крепостного права, учитель на конкретных примерах показывает, как царь и помещики ограбили крестьян, как тяжела и беспросветна была жизнь крестьян и после отмены крепостного права. Безземелье и разорённость заставляли крестьянскую бедноту идти в кабалу к кулакам и помещикам или, теряя последние остатки хозяйства, уходить на заработки, превращаться в рабочих. Учитель описывает детям каторжные условия труда рабочих на капиталистической фабрике, их бесправие и тяжёлые условия существования. Так у детей постепенно формируется понятие о том, кто такие крестьяне и кто такие рабочие и чем рабочие отличаются от крестьян.

Рассказывая детям о борьбе крестьян и рабочих против угнетателей, учитель даёт первоначальное понятие о классовой борьб е . Раскрывая постепенно это понятие, учитель на конкретных фактах показывает детям значение единства трудящихся в борьбе, значение союза рабочих и крестьян. Знакомя детей с тем или иным крестьянским восстанием, учитель подчёркивает, что крестьяне терпели поражение из-за своей неорганизованности, неосознанности цели в борьбе. И, наоборот, знакомя с эпизодами рабочего движения, стачками, восстаниями, он обращает внимание детей на организованность рабочих и ясное понимание ими целей борьбы. Эти противопоставления подводят детей к выводу, что для победы необходимо было, чтобы во главе крестьян стали рабочие. Но, знакомясь с первыми этапами революционного движения, например с революцией 1905 года, дети на конкретных примерах видят, что и рабочие без поддержки со стороны крестьян терпели поражения (солдаты, т. е. те же крестьяне, стреляли в рабочих 9 января 1905 г., подавляли декабрьское вооружённое восстание в Москве в том же году и т. п.).

Ярко освещая исторические факты классовой борьбы, учитель подводит детей к выводу, что крестьяне и рабочие могли победить, только объединившись и сорганизовавшись для совместной борьбы. Этот вывод позволит детям понять величайшую роль Ленина, Сталина, роль боль – шевистской партии в борьбе рабочих и крестьян против их угнетателей . Ленин, Сталин, большевистская партия явились организаторами рабочих и повели за собой крестьян. Благодаря этому трудящиеся победили в феврале 1917 г. и в Великой Октябрьской социалистической революции.

Представления обо всём этом, возникающие в сознании учащихся, должны послужить основой для последующего формирования понятий о первобытно-общинном строе, феодализме, капитализме, о буржуазной и пролетарской революциях, социализме, коммунизме.

Наряду с элементарными понятиями о классовой борьбе дети получают и некоторые представления о государстве . На конкретных примерах они видят организацию власти господствующего класса: князь и его дружина, боярско-дворянская власть в Русском государстве XV XV2 вв., власть дворян при Петре 1, Екатерине 2, Николае 1, власть помещиков и буржуазии после отмены крепостного права и т. д.

Представления о государстве как организации насилия господствующего класса дети обычно получают при ознакомлении с подавлением народных движений, с казнями народных вождей, революционеров, жестокостями по отношению ко всем борцам за народное дело.

Осмысливая и обобщая факты, связанные с деятельностью государства князей, бояр, царя, помещиков и капиталистов, дети поймут, почему необходимо было уничтожить это государство, свергнуть власть угнетателей и установить власть рабочих и крестьян, т. е. создать государство самих трудящихся.

Учащиеся должны также понять, что Советское государство должно быть твёрдым, крепким и непреклонным в борьбе с врагами народа, с угнетателями, которые у нас уничтожены, но сохранились в других, капиталистических странах и с ненавистью смотрят на нашу свободную родину, постоянно мечтая захватить и поработить её.

Так же последовательно, начиная с младших классов, у детей складывается и первоначальное понятие о р одине . В 3 классе из ряда эпизодических рассказов, рисующих героические образы прошлого, дети получают представление о том, как наш народ боролся за свою родину. В 4 классе эти представления расширяются. Дети узнают о борьбе Киевской Руси против кочевников, о борьбе с немцами и шведами, с польскими захватчиками, об Отечественной войне 1812 года и т. д. Рассказывая о прошлом родины, учитель на конкретных примерах показывает детям единство русского народа с другими народами нашей страны в. совместной борьбе против иностранных захватчиков (например, борьба украинцев и русских против польских панов в XV2 в.; участие украинцев в войне со шведами при Петре 1; действия белорусских партизан в Отечественной войне 1812 года и т. п.). Понятие о родине формируется в сознании детей как понятие о братской семье народов. Поэтому везде, где речь идёт о присоединении к царской России тех или иных народов или об их положении под властью царизма, внимание детей обращается на единение угнетённых народов с русским народом в борьбе против царизма, против русских и своих национальных угнетателей (например, участие народов Поволжья в восстаниях Болотникова, Разина, Пугачёва; участие азербайджанских, грузинских рабочих и рабочих других национальностей в революционной борьбе вместе с русским пролетариатом). Дети должны понять, какое огромное значение для победы революции в нашей стране имело единство народов царской России, сплотившихся вокруг великого русского народа.

В теме «Великая Отечественная война» на конкретных фактах учитель показывает детям нерушимость единства и дружбы братских народов и их непобедимость благодаря этому единству.

Сложное понятие о родине может быть усвоено детьми лишь в основных чертах. В элементарной, доступной форме дети получают, например, представления о многовековой борьбе нашего народа с отсталостью, о развитии его культуры, о роли нашей родины в мировой истории.

Учитель показывает детям на конкретных исторических фактах, что основной причиной отсталости России в X1X в. являлось крепостное право. Оно привело Россию к ослаблению и поражению в Крымской войне 1853 — 1856 гг.

После отмены крепостного права сохранились его пережитки, а следовательно, сохранилась и отсталость. Её результатом было поражение царской России в войне с Японией в 1904 — 1905 гг. и в первой мировой войне. Дети на конкретных фактах должны убедиться в том, что только Великая Октябрьская социалистическая революция в России уничтожила всякий гнёт в стране и тем самым обеспечила её быстрое развитие.

Знакомя детей с жизнью нашего народа под гнётом царизма, учитель показывает, что даже в самых тяжёлых условиях народ творил свою замечательную культуру. В момент наивысшего расцвета крепостничества, преодолевая все преграды, вышел из народной гущи величайший учёный М. В. Ломоносов. В период крепостнической отсталости страны, в первой половине X1X в., наша родина дала миру таких великих людей, как Пушкин и Глинка.

Говоря о культуре в условиях царской России, чрезвычайно важно показать детям недоступность народу научных знаний и культуры, массовую безграмотность населения, тяжёлые условия работы для учёных, художников, писателей в то время. Всё это освещается на конкретных примерах и в ярких картинах.

Осмысление этих фактов подведёт детей к пониманию огромного значения Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла невиданные дотоле ни в одной стране мира возможности для культурного роста народа.

Представление о роли нашей родины в мировой истории даётся также на конкретных фактах, в доступной для понимания детей форме. Так, яркое описание героической борьбы Руси против монголо-татарского ига поможет детям понять тот факт, что наш народ своей кровью спас Западную Европу от разорения и порабощения; Русь была завоёвана, но своим героическим сопротивлением она нанесла врагу такие неизлечимые раны, что у завоевателей нехватило сил для своего дальнейшего продвижения.

Дети узнают также, что наша родина нанесла сокрушительный удар немецким рыцарям и тем самым разрушила их захватнические планы.

Россия разбила мечты о господстве над миром у Карла X2 и у Наполеона Бонапарта, завоевавшего почти всю Европу.

Наряду с этим надо показать детям, что наша родина дала миру много великих учёных, писателей, художников, музыкантов и — что самое ценное — дала величайших гениев человечества — Ленина и Сталина, которые повели наш народ к коммунизму и указали пути к новой жизни всем народам земного шара.

Детям должно быть ясно исключительное значение Великой Октябрьской социалистической революции и строительства социализма в СССР, как примера для трудящихся и угнетённых народов всех стран.

Наконец, дети увидят ведущую роль Советского Союза в разгроме фашизма, в освобождении человечества от фашистского рабства; они узнают о том, что всё прогрессивное и передовое человечество получило в лице СССР величайшую опору для своего развития и борьбы. С С С Р — путеводная звезда, маяк для трудящихся и угнетённых в с его мир а . К этому выводу необходимо подвести детей.

Раскрытие всех основных исторических понятий находит своё завершение в современности. Прослеживая основные этапы разностороннего исторического развития, дети подводятся к пониманию роли и значения социалистической революции и последующего социалистического строительства в нашей стране.

Таким образом, тема «Великая Октябрьская социалистическая революция» является узл о в ой те м ой п ер в о н ач аль ны х з аняти й по и стории . В этой теме дети узнают о победе трудящихся, о том, что трудящиеся сами стали хозяевами своей страны, хозяевами земли, фабрик, заводов и т. п., и вместе с тем труд стал свободным, трудящиеся перестали трудиться на хозяев, а стали трудиться на самих себя; они создали своё государство, государство трудящихся, братский союз народов СССР. Под руководством Ленина, Сталина, большевистской партии наш народ начал и продолжает строить новую, свободную жизнь.

Занятия по истории завершаются темами «Великая Отечественная война» и «СССР после войны». Учитель раскрывает содержание этих тем, опираясь на имеющиеся уже у детей исторические представления и понятия. Рассказывая о героизме Советской Армии и всего советского народа в годы войны и о торжестве победы, учитель последовательно подводит детей к выводу, что наш народ победил благодаря единству рабочих и крестьян, единству и дружбе народов СССР, сплотившихся вокруг коммунистической партии Ленина — Сталина. СССР, в отличие от царской России, отсталой и слабой, неоднократно терпевшей поражения из-за своей слабости, стал передовой страной благодаря строительству социализма. Наша родина оказалась настолько технически оснащённой и могучей, что смогла противостоять силам почти всей Европы и разгромить их.

На ярких примерах учитель показывает героический труд советского народа после войны и ведущую роль СССР в борьбе за демократию и мир во всём мире.

Так, изучая прошлое нашего народа, дети подводятся к пониманию современности, а в этом одна из важнейших задач преподавания истории. Учитель знакомит учащихся с яркими картинами социалистической стройки, сравнивает советскую действительность с жизнью трудящихся в прошлом, и дети начнут понимать преимущество советского строя, ценить завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Это, в свою очередь, будет способствовать воспитанию в них чувств советского патриотизма и национальной гордости.

Формирование в сознании учащихся перечисленных основных и ведущих понятий имеет исключительно большое познавательное и воспитательное значение. Прослеживание всех исторических явлений не в отрыве друг от друга, но во взаимосвязи подведёт учащихся к пониманию некоторых простейших причинно-следственных связей в истории, к пониманию того, что жизнь людей не стоит на месте, но постепенно развивается, меняется, движется вперёд. Дети увидят и поймут, что каждый день поднимает наш народ всё выше и выше. «Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года. Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны» (Жданов).

Показать эти новые, высокие качества советских людей, показать наш народ не только сегодня, но заглянуть в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь вперёд — это указание товарища Жданова целиком относится к тем большим воспитательным задачам, которые стоят перед школой и осуществить которые поможет преподавание истории.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment