«В основу учёта школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учёт знаний учащихся.
Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика».
Состояние знаний учащихся в известной мере определяет планирование учебной работы. Опытный учитель строит учебную работу класса, исходя не только из общих задач обучения и требований программы, но и из конкретных результатов обучения каждого ученика.
Существует три основных формы проверки знаний учащихся: о пр о с учащихся, п и с ьм енная пр о в ерк а зн аний и уч ёт з н аний п о – средством текущих наблюдений.
Устный опрос учащихся учитель обычно проводит в начале урока. Цель этого опроса — проверить знания детей по пройденному материалу. За ответы в этих случаях учитель ставит оценки.
После сообщения новых знаний учитель также проводит устный опрос детей. При этом дети передают содержание объяснённого им учебного материала или в форме связного рассказа, или в форме ответов на вопросы учителя. Форма устного опроса в этом случае определяется степенью сложности и объёмом материала. Сложный материал, как правило, дети воспроизводят по вопросам учителя. При воспроизведении только что сообщённых учителем знаний отметки за ответы детей обычно не ставятся. Учитель должен сначала провести детей через весь процесс овладения знаниями, т. е. сообщить им новый учебный материал, затем воспроизвести его в памяти детей и, наконец, закрепить его путём упражнений или разучивания по учебнику, и только после этого учитель обычно приступает к учёту знаний учащихся, проводя для этой цели устный опрос или письменную работу.
Но иногда учителю приходится отступать от этого правила. Это обычно бывает в тех случаях, когда отдельные ученики в процессе сообщения им знаний или при первичном воспроизведении их дают учителю отличные ответы, которые целесообразно поощрить соответствующей отметкой.
Устный опрос детей надо вести таким образом, чтобы весь класс принимал участие в работе. Хорошие ответы должны помогать детям повторять и закреплять пройденное. Слабые же и ошибочные ответы должны быть восполнены и исправлены здесь же в классе с помощью учителя и более сильных учеников.
Если учитель требует от ученика ответа на единичный вопрос, то ученик обычно отвечает с места. При ответе на ряд вопросов или когда учитель требует ответа в форме связного рассказа, ученик по вызову учителя подходит для ответа к его столу или к классной доске. При этом надо приучить детей держаться так, чтобы их удобно было слушать классу. На качество ответов учащихся отчасти влияет и ясность требований, которые учитель предъявляет к ним.
Учитель должен учить детей, как нужно отвечать на уроках, и обращать внимание класса на образцовые ответы отдельных учащихся. Дети должны знать, в каких случаях от них требуется полный ответ, в каких можно дать краткий ответ. Они должны знать, что при рассказе надо соблюдать последовательность, правильно употреблять слова, правильно строить предложения, точно выражать свои мысли.
Клас сны е письменные работы являются одной из основных форм проверки знаний учащихся. К таким работам относятся проверочный диктант, списывание, грамматический разбор, изложение, сочинение, решение задач и примеров.
Контрольные письменные работы даются обычно по прохождении каждого раздела программы и перед концом четверти.
В младших классах на письменные контрольные работы отводится большей частью неполный урок, в старших классах — полный. Разбирать с детьми итоги письменной контрольной работы надо как можно скорее. Лучше всего это делать на следующий же день, когда дети ещё не забыли работы. В этом случае, как показывает опыт, работа над ошибками, допущенными детьми, проходит при неослабном их внимании и интересе.
Контрольные работы необходимо не только тщательно проверять, но и изучать, анализировать. Эти работы детей дают учителю возможность установить степень успешности обучения и наметить дальнейший путь повышения качества знаний учащихся.
Подметив в контрольных работах детей те или иные общие для класса недостатки, учитель обращает особое внимание на повторение соответствующих разделов или тем программы. Типичные ошибки в отдельных работах ставят перед учителем задачу организации целенаправленной индивидуальной работы с детьми. При проверке и анализе контрольных работ полезно отмечать в особой тетради улучшения в знаниях и навыках отдельных учеников, а также и недостатки, которые необходимо исправить.
Каждая письменная работа ученика должна быть оценена. Большая часть работ, в том числе все контрольные, оцениваются отметками. К некоторым работам учитель иногда пишет свои замечания, например: «Стал писать хорошо», «Старайся писать ещё лучше», «Пиши правильно буквы» (на полях указывается, какие буквы ученик должен научиться писать правильно), «Запомни хорошо правило» (учитель указывает, какое правило правописания должен запомнить ученик), «Исправь ошибки в словах» (указываются слова), «Продумай и напиши с этими словами предложения» и т. д. Такие замечания очень хорошо действуют на детей и стимулируют их самостоятельную работу по исправлению допущенных ими ошибок.
Оценка знаний является весьма ответственным моментом в учебно-воспитательной работе. Дети очень чувствительны к оценкам. Плохие оценки доставляют им огорчение. Это, конечно, вполне естественно. И это так и должно быть. Но плохие и хорошие оценки должны даваться таким образом, чтобы они стимулировали ребёнка на лучшую работу.
При получении плохой или посредственной отметки ученик всегда должен знать, какие именно ошибки он сделал, какие недочёты и пробелы в знаниях и навыках ему следует исправить и что для этого нужно делать дальше. Отметки должны отражать объективную картину состояния знаний учащихся. Ни в коем случае нельзя допускать завышения или снижения оценок. И то и другое вредит делу. При завышении оценок обманываются и государство, и родители, и дети относительно действительного уровня знаний учащихся; создаётся видимая картина благополучия, борьба за подлинные знания ослабляется. При снижении же оценок тоже получается обман, вредный для государства, и, кроме того, дети не стимулируются к лучшей работе, а наоборот, у них ослабевает желание работать.
Отметки за четверть определяются по совокупности всех оценок работы ученика за данный период времени. Они отнюдь не должны представлять собой среднее арифметическое всех отметок, полученных учеником: решающее значение имеют более поздние. Итоговая отметка должна отражать фактическое состояние знаний ученика по программе учётного периода. В связи с этим большое значение приобретают оценки результатов итоговых контрольных работ.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова