Цель урока . Познакомить детей со строением почвы и учением В. Р. Вильямса об улучшении структуры почвы.
О борудование . К уроку приготовлены на каждой парте по 2 бумажных коробочки с кирпичиками комковатой и бесструктурной почвы; на столе учителя — гербарные экземпляры тимофеевки, житняка, люцерны, клевера; портрет В. Р. Вильямса.
Ход урока. 1. Работа с раздаточным материалом.
Повторив материал предшествующих уроков — о составе почвы, о глинистых, песчаных и чернозёмных почвах и их свойствах, учитель переходит к сообщению нового материала — о стро ении почвы .
Он предлагает детям слегка нажать пальцем на кирпичики почвы, лежащие в бумажных коробочках, и посмотреть, что с ними произойдёт. Одинакова ли величина комочков почвы, на которые рассыпались кирпичики в разных коробках? Дети отмечают, что в одной коробке почва рассыпалась на комочки величиной с лесной орех или крупную горошину, а в другой — на совсем мелкие песчинки и пыль.
Учитель предлагает детям подумать, в какой почве лучше всего будут расти растения и объяснить, почему.
Дети высказывают свои предположения.
Учитель подводит детей к выводу, что растения лучше всего растут на почвах, состоящих из комочков величиной с лесной орех или крупную горошину. В такие почвы свободно проходят вода и воздух. В распылённых почвах (состоящих из частичек, мелких как пыль) частицы плотно прилегают друг к другу. В такие почвы плохо проникают вода и воздух. Растения на таких почвах растут плохо.
«Вот почему, когда вы рыхлите землю на грядках, не слишком сильно разбивайте комочки, не превращайте почву в пыль».
2. Рассказ учителя .
— А от чего же зависит различное строение почвы и может ли человек его улучшить?
Советский учёный Вильямс (учитель вывешивает его портрет на классной доске) долго изучал этот вопрос и установил, что хорошее строение почвы зависит от многих причин.
Прежде всего на строение почвы влияет перегной. Перегной склеивает мелкие частицы почвы в более крупные. Поэтому, если хорошо удобрять распылённую песчаную или глинистую почву навозом, её строение улучшится. Строение песчаной почвы улучшается, если в неё добавить глины. Строение многих почв улучшается от внесения в них извести.
В. Р. Вильямс на основе опытов установил, что строение распылённой почвы улучшается, если время от времени в поле высевать смесь многолетних трав, например, в средней и северной части СССР — смесь клевера и тимофеевки, а в южной — смесь люцерны и житняка. Учитель показывает гербарные экземпляры этих растений и обращает внимание детей на их корневую систему. Густые мелкие корешки этих растений прочно скрепляют мелкие частицы почвы, а когда корешки сгниют, то превращаются в перегной, который, как мы теперь знаем, тоже хорошо склеивает частицы почвы в комочки.
3. Чтение учебника . По окончании беседы читаются вслух и разбираются статьи из учебника «Строение почвы» и «Как улучшить строение почвы».
4. З адание на дом . Учитель задаёт на дом прочесть и научиться рассказывать обе указанные статьи и рассмотреть и сравнить строение почвы огорода, сада, поля, луга.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова