Физические упражнения в начальных классах

fizicheskie uprazhneniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Главным средством физического воспитания в школе являются физические упражнения, влияющие на все жизненные процессы детского организма. Физические упражнения развивают кости, мускулы, улучшают кровообращение и процесс обмена веществ, благотворно влияют на дыхание, деятельность сердца. Вместе с этим физические упражнения развивают силу, ловкость, выносливость, а также такие моральные качества поведения, как смелость, решительность, выдержанность и пр.

Выбор физических упражнений и методика их проведения основываются на принципах всестороннего физического развития, практической направленности упражнений и оздоровительной их значимости.

Принцип всестороннего физического развития требует выбора таких упражнений, которые способствуют развитию у детей разнообразных двигательных навыков. Комплексы физических упражнений и игр, применяемых на уроках по физическому воспитанию и во внеклассных занятиях с детьми младшего школьного возраста, направлены на развитие как отдельных органов растущего детского организма, так и их системы.

Благодаря этому исключается возможность развития одной какой-либо стороны психофизической деятельности ребёнка в ущерб другой.

Принцип практической направленности физических упражнений требует, чтобы последние способствовали развитию необходимых в жизни навыков. Физическое воспитание своими средствами и методами может многое сделать в этом направлении. Практическую направленность физических упражнений следует понимать широко. Так, например, воспитание у детей правильной осанки имеет, несомненно, большое практическое значение, поскольку правильная осанка является исходным условием эффективности всяких движений. Точно так же развитие навыка правильного дыхания во время движения приобретает общее значение.

Осуществление принципа оздоровительной значимости физических упражнений предполагает такой подбор физических упражнений и такую методику их проведения, которые находились бы в полном соответствии с состоянием физического развития и здоровья детей. Так, совершенно очевидно, что для детей, имеющих отклонения в физическом развитии, например, значительное понижение веса, резко выраженное малокровие, дефекты или заболевания костно-мышечной системы, занятия физическими упражнениями или исключаются, или допускаются с определёнными ограничениями.

В детском возрасте особенное значение имеют правильный выбор и дозировка физических упражнений в соответствии с особенностями растущего организма ребёнка. Так, в младшем школьном возрасте недопустимы упражнения, требующие выявления силы и натуживания. Такие упражнения могут вредно отразиться на происходящем в этот период формировании суставов, на целости хрящевого кольца, а также на росте трубчатых костей.

Необходимо избегать отягощения верхних конечностей тяжестью тела ребёнка (подтягиванием, лазанием на руках по лестнице и пр.). Кости ребёнка мягки и податливы, и неправильный подбор физических упражнений может послужить причиной различных деформаций (искривлений) костяка.

Следуя принципу оздоровительного значения физических упражнений, последние необходимо, как правило, проводить на свежем воздухе, а там, где это возможно, занятия физическими упражнениями соединять с воздушными и солнечными ваннами, а также с водными процедурами, в целях закаливания детского организма. Занятия физическими упражнениями в закрытом помещении можно допустить только в том случае, если помещение светлое, просторное, хорошо проветривается и тщательно убирается перед каждым занятием. Во время занятий физическими упражнениями ускоряется ритм сердечной деятельности, дыхание становится более частым и глубоким, значительно повышается потребление кислорода. Поэтому дети нуждаются в гораздо большем количестве свежего воздуха и им особенно вредно в это время дышать использованным, пыльным воздухом. При глубоком дыхании пыль в большом количестве проникает в горло и лёгкие, раздражает слизистые оболочки, вызывает воспаления, катары.

Одежда у детей на занятиях физическими упражнениями должна быть лёгкой и свободной (трусики, майка), обувь — мягкой (тапочки). Большое внимание должно уделяться воспитанию в детях аккуратности, опрятности тела и одежды.

Основными формами организации занятий физическими упражнениями являются: урок, гимнастика до занятий, физкультминутки, кружковые занятия и различного рода массовые мероприятия, проводимые во внеурочное время (физкультурные праздники, вылазки, прогулки и пр.). Эти формы включают в себя гимнастику, игры и элементы спорта.

В гимнастические упражнения входят элементы строя, ходьбы, подготовительные упражнения, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие, элементы художественного движения и народных плясок. Гимнастические упражнения служат важнейшим средством физического воспитания, предоставляя широкие возможности для разностороннего физического развития детей, развивая навык правильной осанки, правильного дыхания при движениях и быстроту движений.

Игры необходимо выбирать с таким расчётом, чтобы в интересной для детей игровой форме развивать нужные навыки и качества. Так, например, игры с бегом развивают и закрепляют у детей навыки в беге. В играх с прыжками или с метаниями закрепляются правильные навыки в выполнении этих видов физических упражнений.

Под влиянием упражнений и игр укрепляются волевые качества. Дети приучаются к сдержанности, проявляют достаточное упорство и решительность в освоении новых упражнений и игр, прилагают больше усилий для лучшего выполнения поставленных задач. Дети интересуются не только совершенствованием своих личных двигательных способностей, но находят большое удовольствие и в коллективных соревновательных играх и упражнениях. Однако соревнования спортивного характера возможны только в 4 и лишь отчасти в 3 классах и то в весьма элементарных формах: «кто лучше», «кто быстрее» и т. д.

Необходимым условием полноценного использования в физическом воспитании детей гимнастики и игр является правильная организация медицинского наблюдения за здоровьем детей и санитарно-гигиенический надзор. Физические упражнения могут иметь положительное значение для воспитания учащихся, если наряду с ними неуклонно будут проводиться в жизнь и другие средства физического воспитания детей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment