Для объяснения нового приема необходимо повторить с детьми следующие вопросы из пройденного:
а) знание десятичного состава двузначных чисел (28 — это 2 д. и 8 ед., 87 — это 8 д. и 7 ед. и т.д.);
б) умение разложить двузначное число на десятки и единицы (28 = 20 + 8, 36 = 30 + 6 и т. д.);
в) умение применять прием замены соседних слагаемых их суммой, то есть упражнения вида: Вычисли удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой: 5 + 8 + 2, 9 + 20 + 30 и т. п.;
г) умение применять прием перестановки слагаемых для рационализации вычислений, упражнения вида 7 + 20, 2 + 8, 1 + 17 и т.п.
Выполнив по два-три упражнения каждого из указанных выше видов, можно приступить к объяснению нового.
Учитель записывает на доске пример 12 + 4 и предлагает детям проиллюстрировать его с помощью пучков и отдельных палочек. Вызванный к доске ученик объясняет, что 12 — это 1 десяток и 2 единицы. В соответствующие карманы предметного абака ставят 1 пучок-десяток палочек и 2 палочки того же цвета. Затем в тот же карман абака, в котором было 2 отдельные палочки, добавляют еще 4 палочки другого цвета. Учитель фиксирует это в записи на доске
Сколько же всего десятков и единиц получится? Используя иллюстрацию, дети легко поймут, что всего получится 1 д. и 6 ед. Как мы это можем узнать без палочек? Записав на доске пример 10 + 2 + 4, учитель показывает скобками, что сначала складывают единицы: 2 и 4. Он говорит: К 2 ед. прибавлю 4 ед. — я заменяю два последних слагаемых их суммой. Чему она равна? (2 + 4 = 6) Теперь прибавим к десяти 6 и получим ответ 16. Запишем его в верхней строке. Запись на доске примет вид:
Учитель помогает детям воспроизвести по этой записи все рассуждения, выделяя следующие шаги:
1) Разложим 12 на 2 слагаемых — 10 и 2, получим пример 10 + 2 + 4.
2) Заменим 2 последних слагаемых их суммой, единицы прибавим к единицам: 2 + 4 = 6.
3) Закончим вычисления и получим ответ: 10 + 6 = 16.
Открыв учебники, дети под руководством учителя рассматривают предложенные на странице 68 иллюстрации и подробно разбирают по развернутой записи решение примера 25 + 3. По той же иллюстрации и данной в учебнике записи объясняется, что в случае, когда надо к однозначному числу прибавить двузначное (3 + 25), удобно использовать прием перестановки слагаемых (25 + 3) и выполнять вычисления так, как только что было показано.
Упражнение 1 выполнить устно. При рассмотрении каждого примера в объяснении должны четко выделяться основные этапы решения: 1) Разложу. 2) Единицы прибавлю к единицам. 3) Получу ответ.
Дети должны понять главное: единицы прибавляют к единицам. Этот вывод прочитать по учебнику. Затем его применяют и для случаев вида 2 + 34. В упражнении 2 примеры предлагаются парами. При решении второго примера каждой пары можно опираться на использование приема перестановки слагаемых: например, вычислив, что 34 + 2 = 36, можно сразу сказать, что и 2 + 34 тоже равно 36. Однако полезно и при решении второго примера применить тот прием, который был рассмотрен на этом уроке. Чтобы к 2 прибавить 34, вспомним, что 34 — это 30 и 4, сложим единицы: 2 + 4 = 6, да 30, получится 36. Решение примеров записывают в тетрадях в такой форме: 34 + 2 = 36, 2 + 34 = 36, а все пояснения дают устно.
Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления знания нумерации чисел в пределах 100 выполнить упражнение 5.
2. Для закрепления навыков табличного сложения и вычитания провести игру «Цепочка примеров».
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. Дети должны перед решением задачи нарисовать вместо каждого платочка квадратик и перечеркнуть столько квадратиков, сколько платков Аня подарила.