Проверка грамотности учащихся и борьба с ошибками в начальных классах

proverka gramotnosti uchashhihsya i borba s oshibkami v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Каждая письменная работа ученика должна быть оценена учителем. Нельзя думать, что только проверочный диктант является средством проверки грамотности. И списывание различных видов, и всевозможные диктанты, и изложения, и сочинения, выполненные детьми, могут дать учителю материал для оценки и суждений о том, насколько дети усвоили пройденное правило, что нужно доработать в классе, что должны дополнительно выполнить отдельные ученики.

Способы исправления ошибок, допущенных детьми, различны. Прежде всего — когда исправляются ошибки? Если работа небольшая, она может быть исправлена непосредственно по написании. Так может исправляться по отдельным предложениям предупредительная и объяснительная диктовка, списывание текста. В других случаях (например, при проверочном диктанте, при изложении, сочинении) тетради исправляются после работы.

Письменные работы исправляет учитель, но к исправлению следует привлекать и детей. Известно, что дети иногда не замечают ошибок, которые они делают, хотя и знают правила; иногда ошибки делаются по невнимательности, по рассеянности. У детей нет орфографической зоркости — её надо воспитывать. Дети списали или написали по памяти слово, предложение или небольшой отрывок. Затем они должны внимательно рассмотреть текст и сличить с тем, что написано на доске или в книге. Практикуется иногда и взаимная проверка работы: дети передают тетради друг другу, и, найдя ошибку, говорят учителю и подчёркивают ее; по возвращении тетрадей дети исправляют каждый свою работу. Работа может исправляться коллективно: учитель вызывает одного из детей, тот читает или пишет на доске, объясняет, все исправляют свои ошибки. Эти способы, однако, не исключают необходимости последующего просмотра тетрадей и исправления их учителем в классе или дома.

Как исправлять ошибки? Существуют различные способы исправления.

1.   Ошибочно написанное слово зачёркивается, а вместо него пишется слово в правильном виде.

2.   Зачёркивается или заштриховывается неправильно написанная буква, над словом надписывается нужная буква или — что ещё лучше — целое слово.

3.   Ошибка или слово с ошибкой подчёркивается, на полях делаются пометки: пишется нужная буква или слово в исправленном виде или слово, помогающее своей формой определить, как надо писать, или ставится вопрос (что. делать? что делает? какая? каким?), указывается параграф учебника, делается ссылка на правило и т. д.

4.   Ошибочно написанная буква зачёркивается или просто подчёркивается без каких-либо замечаний.

Выбор способа исправления зависит от нескольких условий. Прежде всего от класса: чем моложе класс, тем больше помощи надо оказывать детям; в 1 и 2 классах можно, например, рекомендовать первый и второй способы, в 3 и 4 классах — третий, изредка четвёртый. Способ исправления зависит и от степени подготовки ученика и от характера допущенных им ошибок. Если ошибку допустил хороший ученик, её достаточно подчеркнуть — ученик сам исправит её; если ученик делает много ошибок, то его работа требует тщательного исправления её учителем. Причём в отдельных случаях учитель даёт указания ученику, как надо исправить ту или иную допущенную им ошибку. Различные ошибки слабых учеников следует исправлять по-разному. Там, где возможно, надо привлекать самих учеников к исправлению своих ошибок. С целью учёта ошибок систематически проводится их классификация, особенно в проверочных работах учащихся. О форме этой классификации сказано ниже, в статье «Проверка знаний учащихся».

Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности детей, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет детей размышлять и самостоятельно работать.

Под работой учитель подписывает, кроме оценки, указания о том, что надо выполнить ученику сверх задания, данного всему классу: повторить правило, проделать то или другое упражнение, подобрать или составить предложения, обратить внимание на почерк.

Все дети, как правило, выписывают в исправленном виде слова или предложения, в которых они сделали ошибки; кроме того, очень полезным приёмом в данном случае является подбор аналогичных или противоположных по правописанию примеров; например, если ученик 3 или 4 класса сделал ошибку «Мы пошли по деревни», он должен написать: «Мы пошли по деревне, по пашне, по аллее, по роще, по плотине» и т. п. Наряду с этим можно написать примеры: «Мы пошли около деревни, около рощи, около плотины, около речки» и т. п.

При раздаче тетрадей учитель разбирает наиболее типичные ошибки детей, повторяет с ними те правила, которые нужны для понимания этих ошибок, даёт дополнительные упражнения.

Однако ограничиться исправлением ошибок только на одном уроке нельзя, нужна упорная борьба с ошибками на протяжении более или менее длительного периода времени, пока учитель не убедится, что те или другие ошибки изжиты. Для более успешной борьбы с ошибками следует рекомендовать учёт ошибок, допускаемых учениками (особенно слабыми). В начале года учитель заводит записную книжку или тетрадь специально для учёта ошибок; для каждого ученика отводится одна-две страницы, куда при просмотре письменных работ заносятся слова в том виде (ошибочном), в каком они написаны детьми, причём всякий раз указывается дата и вид работы (списывание, диктант, изложение, задача №…), в которой допущены данные ошибки. Рекомендуется выписывать слова не только с ошибками, но и описками, а также с исправлениями, сделанными самими детьми. Страница тетради учителя, отведённая определённому ученику, может иметь примерно такой вид:

4/1X (диктант) диревня, вполи, степ, тлега, сидять

10/1X (изложение) бочька, пошол, небыл, сним

19/1X (задача № 15) вылизла, слиды

25/1X (диктант) при сели, у бирезы, домой

При раздаче исправленных работ и на последующих уроках учитель вызывает ученика, сделавшего эти ошибки, и просит его написать те (или аналогичные) слова, в которых он сделал ошибки. И так учитель поступает до тех пор, пока не убедится, что ученик не делает больше таких ошибок. Индивидуальный учёт ошибок необходим для того, чтобы можно было организовать действенную борьбу с ними. Зная конкретные ошибки ученика, учитель будет знать, какие затруднения испытывает каждый ученик, какие ошибки наиболее устойчивы в его работах, будет давать ученику дополнительные задания с целью помочь ему изжить эти ошибки.

Ведя строгий учёт ошибок, учитель всякий раз должен отдавать себе отчёт, в чём причина затруднений всего класса и отдельных учеников.

Учитель, заинтересованный в успехах класса и отдельных учеников, устанавливает характер ошибок. Многие из них зависят от недостаточно твёрдого усвоения правила, от малого количества упражнений, от неправильной их постановки; ясно, в каком направлении придётся вести дальнейшую работу: дети должны хорошо усвоить правило, написать побольше упражнений, причём таких, которые были бы наиболее полезны для укрепления навыков правописания. Часто учитель не учитывает того, что изученное с детьми правило охватывает большое количество разнообразных случаев. Например, таким общим характером отличается правило о правописании безударных гласных в корнях слов: сюда относятся не только такие случаи, как столы — стол, село — сёл, зима — зимы, сады — сад, но и такие, как рядовой, рябина, висеть, сидеть, весельчак, копать и т. п. Для того чтобы дети научились широко применять данное правило, необходимо включить в упражнения не только слова, сходные с теми, на которых давалось объяснение правила, но и постепенно, по мере овладения детьми навыком, вводить и более трудные слова, подходящие под данное правило.

Ошибки у детей возможны и от невнимательности; сюда относятся описки разного рода, пропуски, добавления и перестановки букв и слогов в словах. В таких случаях нужна работа по воспитанию внимания детей. Нужно чаще проводить такие упражнения, как предупредительный диктант, разложение слов на слоги и звуки, выделение из слов отдельных звуков, списывание целыми словами с последующей проверкой написанных слов и т. п. Надо добиваться также того, чтобы дети отчётливо и правильно выговаривали слова, не искажая их; занятия по правописанию необходимо соединять с обучением произношению. Некоторые ошибки объясняются неправильностью произношения. Например, безударные гласные, находящиеся в предударном и заударном слоге, очень часто скрадываются в произношении (плучил, лошдь, золот(о) или произносятся не так, как пишутся (вырысли, ландаш).

Для успешной борьбы с ошибками важно также учитывать характер того правила, которое нарушается детьми. Если, например, учащиеся 2 класса делают ещё ошибки в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу, то искоренить их возможно упражнениями в списывании с подчёркиванием этих сочетаний. Если дети не умеют писать такие слова, как чьи, сучья, комья, лисьи, в которых они пропускают ь (разделительный), то их следует упражнять в звуковом анализе слов, чтобы они слышали здесь раздельное произношение согласного и гласного звука (точнее, слышали звук й, который в данном случае обозначается ь). Затруднения в правописании буквы е в формах предложного падежа (в деревне, в тетрадке, в речке, в комнате) устраняются сопоставлением безударных окончаний с ударными окончаниями (ср.: в стене, в Москве, в земле, в реке, в стране…). Усвоив эти написания, дети могут ошибаться в таких словах, как в тетради, в колыбели, на постели, на кровати, на скатерти. В таких случаях нужны упражнения, связанные с противопоставлением: в тетрадке — в тетради, в колыбельке — в колыбели, на постельке — на постели, на кроватке — на кровати. Ошибки в написаниях, не проверяемых произношением, вроде кастрюля, паром, лестница, чувство, воробей, автомобиль, товарищ — устраняются иными способами: составлением словариков по алфавиту и по темам, постоянным вкрапливанием такого рода слов в упражнения, вывешиванием списков трудных слов, произношением их по слогам.

В связи с вопросом об ошибках и борьбе с ними возникает вопрос о пр едупреждении о шибок . Как известно, сторонники взгляда на орфографический навык, как навык глаза и руки, категорически предостерегали относительно влияния, которое оказывает на грамотность ошибка: «ни одной ошибки для глаза, ни одной ошибки для руки». Предполагалось, что всякая сделанная учеником ошибка оставляет неизгладимый след на его нервной системе и может оказать роковое влияние на его грамотность. Поэтому предлагалось всячески предупреждать ошибки учеников, запрещались самостоятельные работы и т. п. В настоящее время такой слепой боязни перед неотразимым влиянием неправильно написанного слова у представителей психологии и педагогики нет. Ошибка, однако, опасна, если она повторяется, опасна не столько тем, что оставляет следы в мышцах руки, сколько тем, что приучает ученика относиться невнимательно, без размышления к своему письму, опасна она может быть и в том случае, если ученик не знает, что это ошибка, и думает, что так и надо писать.

Поэтому предупреждать ошибки следует, указывая на трудные слова, на слова, правописание которых ещё не пройдено, избегая их в диктантах, побуждая детей справляться у учителя, в словарях, в таблицах, в учебнике. Отсюда необходимо так строить упражнения, чтобы переход от списывания и подобных работ, не требующих творчества, к самостоятельным работам типа сочинений совершался постепенно.

Серьёзное значение приобретает вопрос о внимательном отношении детей к своим тетрадям. Опрятное, бережное отношение ученика к своей тетради свидетельствует об известном уровне грамотности и общей культурности ученика.

Многое в содержании и организации ученической тетради зависит от учителя. Недаром говорят, что тетрадь ученика — зеркало работы учителя. Учитель, заботящийся о грамотности детей, следит за тем, чтобы учащиеся сидели правильно, держали правильно перо, чтобы тетрадь была грамотно подписана, обёрнута чистой бумагой, чтобы не вырывали из неё листов, не делали клякс и пятен, чтобы каждый день в тетради перед началом занятий были записаны число и месяц, была указана тема урока или вид работы (задача №, предупредительный диктант, зрительный диктант и т. п.). Давая какое-либо задание, учитель предупреждает, как следует писать: всё ли подряд или выборочно, что подчёркивать или подписывать, во всю длину строчки или столбиком и т. п. Заметив, что ученик неправильно пишет ту или иную букву, учитель показывает (в тетради ученика), как следует её писать, и. следит за тем, чтобы в дальнейшем ученик писал правильно. Заботиться о правильном написании букв учитель должен не только в 1 и 2 классах, но и в 3 и в 4 классах. Уроки правописания являются в то же время и уроками чистописания. При исправлении тетрадей учитель делает указания, на что надо ученику обратить внимание при письме букв.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment