Среди разнообразных знаний, приобретаемых учащимися начальных классов, большое место занимают знания о природе и об использовании природных богатств в социалистическом строительстве. Знакомясь с различными видами трудовой деятельности человека, учащиеся начальных классов должны понять и должным образом оценить значение социалистического сельского хозяйства, обеспечивающего человека продуктами питания, сырьём для одежды и обуви и для различных видов промышленности.
Некоторый минимум сельскохозяйственных знаний является обязательным для всех учащихся школы.
Знакомство детей с культурными растениями нельзя ограничивать знанием только внешнего вида их и способов использования. Необходимо, чтобы дети в результате учебной практической работы знали, как выращиваются растения, как подготавливается почва к посеву (вспашка, вскопка, бороньба, рыхление граблями, удобрение), как производятся посев или посадка, а затем как проводится уход за посеянными растениями (полка, рыхление, подкормка и др.), и, наконец, как производится уборка урожая различных растений. Дети должны твёрдо усвоить, что общие приёмы выращивания изменяются в зависимости от потребностей различных растений (так, для корнеплодов требуется более глубокая пахота, под капусту необходимо вносить навозное удобрение и т. п.) и что некоторые растения нуждаются в дополнительных приёмах ухода (например, картофель — в окучивании, помидоры — в пасынковании).
Приобретая знания о способах выращивания растений, учащиеся знакомятся и с главнейшими сельскохозяйственными орудиями (плуг, борона, сеялка, жнейка, молотилка, комбайн), знакомятся с трактором и использованием его в качестве тягловой силы; получают представление о значении машинизации сельского хозяйства, осуществляемой в наших колхозах и совхозах.
Знакомство с выращиванием растений включает и усвоение детьми основных мероприятий, обеспечивающих устойчивые и высокие урожаи. Уже в начальных классах учащиеся узнают, что пахать землю надо глубоко и вовремя, что земля должна быть хорошо удобрена, что должна вестись борьба с сорняками, которые глушат культурные растения, отнимая у них пищу и свет, а также с вредителями, уничтожающими растения, что уборку необходимо проводить своевременно. Учащиеся знакомятся и с наиболее распространёнными местными сорняками (пырей — в поле, осот — на огороде и т. п.) и вредителями огорода (капустная белянка), сада (плодожорка, боярышница), поля (жук-кузька, черепашка); получают представление и о полезных животных, которых надо беречь и охранять (скворцы, синицы — в саду; жаба, божьи коровки — на огороде и т. д.).
Обязательно и необходимо также дать детям основные знания о домашних животных (корова, лошадь, овца, коза, свинья), домашних птицах (куры, гуси, утки, индейки), о кроликах, собаках, кошках: о внешнем виде указанных животных и об использовании их человеком в соответствии со своими потребностями. На конкретных примерах дети знакомятся с разнообразием пород домашних животных и птиц (мясные и яйценосные куры, тонкорунные и грубошёрстные овцы, шкурковые, пуховые и мясные породы кроликов, тяжеловозы и рысистые лошади и т. п.).
Как и по отношению к растениям, начальная школа знакомит детей с основными правилами ухода за домашними животными: обеспечение хорошим помещением, оборудованным в соответствии с потребностями животного, регулярное кормление, внимательный уход, воспитание молодняка.
Минимум сельскохозяйственных знаний, даваемых в начальной школе, включает и ознакомление детей с успехами социалистического сельского хозяйства и с достижениями советских преобразователей природы — И. В. Мичурина и Т. Д. Лысенко. Дети узнают, что И. В. Мичурин создал свыше 300 новых сортов плодовых и ягодных растений, что он сумел переделать природу южных растений и заставил расти в центральной России абрикосовые деревья и виноград, что академик Т. Д. Лысенко открыл способ выращивания картофеля на юге (путём летних посадок) и т. д.
Учащиеся обязательно должны знать и о производственных успехах в области растениеводства и животноводства лучших работников колхозов и совхозов, удостоенных за свои достижения высокого звания Героя Социалистического Труда или награждённых орденами и медалями, причём в первую очередь дети знакомятся с достижениями местных передовиков сельского хозяйства.
Приобретаемые детьми первоначальные знания о культурных растениях и способах их выращивания, о домашних животных и уходе за ними, о достижениях социалистического сельского хозяйства являются хорошей базой для изучения естествознания и прежде всего основ мичуринской биологии в V — V2 классах семилетней школы.
Практика показывает, что дети, получившие в начальных классах достаточный запас сельскохозяйственных знаний, легко и с большим интересом изучают ботанику и зоологию.
Особенно большое значение эти знания имеют для учащихся сельских школ. Здесь дело не только в том, что сельскохозяйственное производство является ближайшим окружением детей и знакомство с ним необходимо в дидактических целях, но и в том, что сельскохозяйственные знания и умения для сельского школьника имеют практическое значение. Сельская школа должна обеспечить некоторую практическую подготовку своих воспитанников к их будущей работе в колхозах.
Родители-колхозники очень ценят школу, которая даёт их детям достаточный запас сельскохозяйственных знаний, помогает приобрести элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными, воспитывает любовь к практической деятельности и физическому труду, развивает интерес к сельскому хозяйству.
В лучших школах учащиеся не только работают на пришкольном участке, но и помогают колхозу: пропалывают зерновые культуры, собирают колосья, участвуют в уборке овощей с огорода и т. д.
Такое практическое участие школы в социалистическом строительстве имеет большое значение для воспитания в детях советского патриотизма, стремления внести свою долю в дело укрепления мощи и благосостояния своей страны.
Ознакомление учащихся начальной школы с природой и сельским хозяйством должно проводиться на основе мичуринского учения об управлении растительным и животным миром, о переделке растений и животных в соответствии с потребностями социалистического общества.
Учитель должен на конкретных примерах подвести учащихся к первоначальному пониманию основ этого учения. Для успеха работы в этом направлении следует уточнить, с чем именно должны ознакомиться дети и к каким выводам их следует подвести.
Прежде всего необходимо воспитывать у детей действенное отношение к природе, творческий подход к использованию природы и переделке её в интересах социалистического общества, а не созерцательное любование природой, как это имеет место в буржуазной школе. Лозунг И. В. Мичурина — «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё — наша задача» — должен быть осознан каждым школьником в связи с практической деятельностью по выращиванию новых для данной местности культур, по получению высоких урожаев и т. д.
Для понимания мичуринского учения важно показать учащимся, что растения и животные — живые организмы, что они питаются, дышат, растут, развиваются, что каждое животное или растение может жить только в определённых условиях жизни и погибает при отсутствии этих условий.
Положение о единстве организма с условиями его жизни является одним из важнейших в мичуринском учении. В первоначальном виде оно доступно учащимся начальных классов и может быть дано при ознакомлении с выращиванием растений и уходом за животными, где каждому организму создаются условия в соответствии с его потребностями, различными у разных животных и растений. Можно, используя конкретные примеры из практики сельского хозяйства, подвести учащихся даже к первоначальному пониманию и того положения, что потребности каждого растения и животного в определённых условиях для своего развития образовались в результате длительной жизни их предков в этих условиях. Так, выращивая томаты или тыквы (а может быть арбузы с дынями или виноград) в центральных областях, учащиеся видят, что эти растения для созревания нуждаются в значительном количестве тёплых дней — они погибают от первых заморозков и дают богатый урожай в жаркое лето.
Потребность этих растений в определённой температуре связана с происхождением их из южных, тёплых стран (Южная Америка). Эта связь вполне доступна для понимания младшим школьникам.
Знакомя учащихся начальных классов с сельским хозяйством, можно подвести их к пониманию возможности и необходимости переделки растений и животных. Уже простое сопоставление хотя бы некоторых культурных растений и домашних животных с их дикими предками показывает, насколько эти растения или животные изменились под воздействием человека (в качестве примера можно сравнить дикую морковь, с её тонким деревянистым корнем, с морковью, выращиваемой на огороде, или рассказать о диких курах, живущих и в настоящее время в лесах Индии, несущих всего 10—12 яиц в год, и о наших домашних курах, которые несут до 300 яиц в год).
Ещё ярче иллюстрируется переделка природы человеком при знакомстве с продвижением на север южных культур, осуществляемым в Советском государстве (например, выращивание в последние годы арбузов, дынь и винограда в Подмосковье, выращивание черешен в Ленинграде и т. д.), с выведением новых пород домашних животных (например, костромской породы коров, лучшие из которых дают в год 10—13 тыс. кг молока).
Широкие возможности управления развитием растений и животных становятся особенно понятны детям при ознакомлении с достижениями передовиков сельского хозяйства — Героев Социалистического Труда и орденоносцев.
Знакомство с жизнью и деятельностью И. В. Мичурина, Т. Д. Лысенко, а также отдельных Героев Социалистического Труда, творчески применяющих в своей практике мичуринское учение, покажет детям необходимость тщательного и подробного изучения жизни каждого растения и животного в целях улучшения их качеств в соответствии с потребностями человека (увеличения урожайности растений, повышения удойности коров и т. п.).
Жизнь великих преобразователей природы и их последователей вместе с тем служит ярким примером самоотверженной работы на пользу социалистического отечества, примером заражающим и увлекающим.
Этими конкретными задачами и ограничивается усвоение основ мичуринского учения в начальных классах. При ознакомлении детей с сельским хозяйством не следует вдаваться в изучение приёмов и методов управления жизнью и развитием растений и животных (гибридизация, воспитание гибридов и т. п.). В этом направлении достаточно только осветить значение правильного ухода за растениями и животными для улучшения качества их потомства (выращивание семенного материала на основе высокой агротехники, отбор семян для посева от лучших экземпляров растений, правильное кормление и усиленное доение коров и т. п.).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова