Работа над новым материалом.
В целях подготовки к рассмотрению нового материала повторить случаи умножения числа 3, записать на доске таблицу умножения трех, дети будут называть результаты, а учитель запишет их, после чего они проверят по учебнику (с. 144). Предложить упражнение на нахождение результата второго примера с использованием первого:
3 • 4 = 12 3 • 7 = 21 3 • 5 = 15 3 • 9 = 27
4 • 3 = 7 • 3 = 5 • 3 = 9 • 3 =
Составление таблицы умножения на 3 можно провести аналогично тому, как это делалось при составлении таблицы умножения на 2. При нахождении результатов новой таблицы следует использовать два приема: замену произведения суммой и перестановку множителей. Второй прием целесообразно проиллюстрировать с помощью рисунка, данного в учебнике: по 4 треугольника взять 3 раза, получится столько же треугольников, сколько их будет, если по 3 треугольника взять 4 раза. Затем учитель стирает на доске результаты таблицы умножения на 3, дети называют их, опираясь на таблицу умножения трех, а учитель вновь записывает их.
После чтения упражнения 1 ученики выполняют иллюстрацию и самостоятельно записывают решение.
Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров. Для закрепления вычислительных навыков предложить устное решение примеров на умножение с числом 2 (игра «Молчанка»), на сложение и вычитание, в том числе вида:
7 + = 16 — 8 = 7 14 — = 5
— 2 = 18 2 — = 10
2. Решение задач. Устно решить задачу: На соревнованиях мальчик пробежал 35 метров, и ему осталось бежать 45 метров. Сколько метров должен был пробежать мальчик?
Упражнение 2 выполнить так же, как на предыдущем уроке упражнение 3.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 3, 4 и 5. Задачу дети решают самостоятельно, отвечая на поставленный ими вопрос. После проверки решения учитель предлагает изменить -вопрос так, чтобы задача решалась одним действием. Дети записывают решение задачи с новым вопросом.