Усвоение учениками математических знаний зависит не только от правильного выбора методов учебной работы, но и от формы организации учебного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, то есть такая организация учебной работы, когда постоянная группа учеников под руководством учителя изучает математику в течение точно установленного времени по определенному расписанию в полном соответствии с учебной программой.
Во время урока ученики приобретают по математике теоретические сведения, вычислительные навыки, умение решать задачи, знание мер и умение производить различные измерения.
Короче говоря, на уроке выполняется вся учебная работа.
Кроме урока, при соответствующих условиях возможно, а порой и необходимо применение дополнительных форм организации обучения, рассчитанных либо на всех учеников класса, либо на часть их.
Сюда относятся следующие формы работы:
- Домашние самостоятельные работы.
- Индивидуальные занятия с учениками или с некоторой группой их в том случае, когда по каким-либо причинам у них образовались существенные пробелы в знаниях и навыках.
- Занятия с отдельными учениками, имеющими особые математические способности или повышенный интерес к математике.
- Внеклассные занятия по занимательной арифметике (занятия кружка, часы занимательной арифметики, конкурсы, олимпиады и т. п.).
- Экскурсии в природу или на производство со всеми учениками.
Все перечисленные здесь формы работы и урок взаимно дополняют друг друга, причем главная роль принадлежит уроку.
Дополнительные формы чаще всего используются только в течение некоторого времени, а урок, являясь основной формой обучения, применяется постоянно.
Всей работой на уроке непосредственно руководит учитель. На дополнительных занятиях работа ведется либо учителем, либо под его руководством самими учащимися.