Урок 2. Случаи сложения и вычитания вида 80 + 20, 100 — 30. Ознакомление с различными способами решения составной задачи. Подготовка к изучению новых приемов сложения и вычитания.

Работа над новым материалом.

1. Сложение и вычитание в случаях вида 80 + 20, 100 — 30 основано на использовании уже знакомого детям приема, поэтому они могут самостоятельно рассмотреть объяснение, данное в учебнике, если учитель предварительно вспомнит с детьми:

1) что 10 десятков образуют 1 сотню, 100 — это 10 десятков;

2) рассмотренные на предыдущем уроке приемы сложения и вычитания.

Начав урок с этих упражнений, учитель затем предлагает детям самостоятельно разобраться, как выполнены действия, используя рисунки учебника.

Примеры I столбика из упражнения 1 дети решают с подробным объяснением: 100 — 80; 100, или 1 сотня, — это 10 д., 10 д. минус 8 д. получится 2 д., или 20, 100 — 80 = 20.

Примеры II столбика решаются устно без подробного объяснения. Например, 40 плюс 40 — это 80, 80 плюс 6 равно 86.

Примеры III столбика решают на доске и в тетради (дети находят значение выражений с записью промежуточных результатов): 100 — (20 + 10) = 100 — 30 = 70.

2. Ознакомление с различными способами решения задачи. Учитель предлагает детям задачу, попутно выполняя краткую запись на доске.

На тарелке было 10 помидоров. За завтраком съели 3 помидора, а за обедом еще 5. Сколько помидоров осталось на тарелке?

Было — 10 п.        Еще съели — 5 п.
Съели — 3 п.        Сколько осталось?

Вызванный ученик иллюстрирует задачу схематически, рисует 10 кружков, перечеркивает одной линией 3 круга, двумя — еще 5.

Дети решают эту задачу так же, как на предыдущих уроках, и записывают на доске: 10 — 3 — 5 = 2. Затем учитель предлагает посмотреть на схематический рисунок и подумать, нельзя ли решить задачу по-другому. Если понадобится, он обращает внимание детей на то, сколько всего кругов перечеркнуто. Можно сначала узнать, сколько всего помидоров съели (3 + 5), а затем полученный результат вычесть из 10. Запись выполняет на доске учитель: 10 — (3 + 5). Дети отвечают по записи, какое действие выполняли первым, что при этом узнали. Какое действие выполняли вторым, формулируют ответ на вопрос задачи. В тетради выполняют схематический рисунок и записывают оба способа решения задачи (один под другим).

Для рассмотрения следующих приемов сложения и вычитания очень важно провести с детьми упражнения на замену двузначного числа суммой десятков и единиц (упражнение 3). При этом полезно использовать наглядные пособия: полоски с кружками, изображающие десятки и отдельные единицы, а также карточки, на которых записаны числа, например:

 Карточки с числамии т. д.

Далее, изобразив с помощью кружков, например, число 58 (5 полосок по 10 кружков и полоска с 8 кружками), дети показывают это число, пользуясь карточками: накладывают цифру 8 на цифру 0 в записи числа 50 и получают число 58. Затем дети раздвигают карточки и получают числа 50 и 8.

Особо следует обратить внимание на число 70, которое нужно разложить на два двузначных числа, одно из которых может быть и числом 10 (это важно для изучения в дальнейшем некоторых приемов сложения и вычитания).

Работа над пройденным материалом.

1. Повторение таблицы сложения и вычитания в пределах 20 (устно). Игра «Угадай число» (  + 7 = 13, 9 +   = 16, 17 —   = 8 и т. п.).

2. Устное решение простых задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, предлагаемых учителем, и задачи с двумя вопросами (упражнение 2).

Для самостоятельной работы предложить составить и решить два примера на сложение с ответом 100 и два примера на вычитание из числа 100.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment