Об уровне измерительных навыков учащихся учитель может судить на основе наблюдений и по результатам их работ. Более глубокую проверку измерительных навыков учитель может провести с помощью ряда вопросов и заданий, подобранных с соблюдением определенных условий. Вопросы и задания должны быть составлены таким образом, чтобы их можно было предлагать всему классу одновременно. Они должны давать учителю возможность выяснить не только формальную сторону знаний и навыков, но и то, насколько сознательно выполняют ученики измерительные работы. Вопросы и задания не должны требовать простого повторения ранее выполненных измерительных работ.
Ниже приводятся примеры вопросов и заданий для проверки измерительных навыков. Они подобраны таким образом, чтобы по возможности были удовлетворены поставленные требования.
- Детям даются полоски бумаги одинаковой длины. Требуется: а) «на глаз» определить длину полоски; б) измерить полоску в миллиметрах.
- Какова приблизительно высота пятиэтажного дома?
- Сколько тебе нужно сделать шагов, чтобы пройти 100 л?
- Сколько приблизительно яблок средней величины идет на 1 кг?
- Ученикам предлагается подержать в руках учебник, арифметики и определить приблизительно его вес.
- Сможешь ли ты поднять груз в 1 ц?
- На доске чертится фигура произвольной формы, разделенная на 10—20 кв. дм. Требуется, не производя измерений, определить площадь фигуры.
- Вставить пропущенное наименование единицы измерения: Площадь школьного двора равна 8 …
- Определить «на глаз» объем стоящего в классе шкафа.
- Вставить пропущенное наименование единицы измерения объема:
Объем ящика стола 8 куб…
Объем пачки чая 36 куб…