I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Учитель. Прочитайте про себя эту запись. Установите, какое одинаковое слово днажды пропущено в данных строчках.
Ученик. Здесь пропущено слово ёлка.
Учитель. Правильно. Прочитайте вслух восстановленные стихотворные строки но предложениям. (Учащиеся выполняют задание.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Скажите, есть ли разница в написании слова ёлка в первом и втором предложениях.
Ученик. Да, есть разница. В первом предложении слово ёлка пишется с заглавной буквы, потому что оно первое в предложении. Во втором предложении – со строчной.
Учитель. Назовите и охарактеризуйте букву, с которой начинается слово ёлка в первом предложении. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Слово ёлка в первом предложении начинается с заглавной буквы Ё. Значит, тема урока: «Заглавная буква Ё». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Б, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Е
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Ё;
2) письмо учащимися заглавной буквы £ в условиях минимального психического напряжения;
3) письмо учащимися заглавной буквы Ё в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний:
Учитель. Мы напишем два буквосочетания с заглавной буквой Ё. Первое буквосочетание является первым слогом в слове ёлка, которое стоит первым в предложении. Назовите его.
Ученик. Это буквосочетание Ёл. (Учитель указывает способ соединения букв, дети пишут буквосочетание.)
Учитель. Второе буквосочетание может быть целым словом. Вы его сможете назвать, если отгадаете загадку.
Б это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки.
Был на щетку он похож.
Это был, конечно,….
Ученик. Ёж. (Учитель указывает способ соединения букв, учащиеся пишут буквосочетание.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо предложения
Учитель. Я сейчас прочитаю вам сказку про ёжика. Слушайте внимательно. Когда закончу чтение, задам вопрос, на который вы должны ответить.
В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме еще не подготовился. Идет по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубке, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.
Ёжик спрашивает зайца:
– Ты где шубу сменял ?
– Вот там, у старого дрозда.
– А мне нельзя сменять свою шубу?
– Яне. знаю, сходи, попроси.
Дрозд снял с ёжика шубу с иголками. Надел белую, мягкую, пушистую, как у зайки. Идет он по лесу, и вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы, но ёжик не умеет быстро, как зайка, бегать. На ёжи- кино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит и дрожит от страха. Дождался, когда лиса ушла, и пошел опять к дрозду: «Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!» С тех пор ходит ёжик в своей шубе и не меняет ее. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надежная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка.
(По А. Суханцеву)
Скажите, меняет ли ежик шубку на зиму. Составьте ответ так, чтобы он был правильным по смыслу и соответствовал теме урока. (Слушаются ответы учащихся.
Ожидаемый вариант: Ёжик не меняет на зиму шубку. Учащиеся записывают предложение с комментированием.)
Учитель. Укажите гласную и согласную буквы, написание которых надо проверить.
VII. Итог урока
Учитель. О чем вы узнали на сегодняшнем уроке?
VIII. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007