ОКакой должна быть организация класса при проведении измерительных работ на местности. Опыт показывает, что наибольший эффект измерительные работы на местности дают в том случае, когда они проводятся по бригадам. Разбивку на бригады целесообразнее всего делать так. Прежде всего класс делится на две равные группы (если учащихся менее 20 человек, то класс работает в полном составе). Работа с обеими группами проводится в один день с тем, чтобы очередной урок арифметики мог быть посвящен обработке результатов измерений.
Каждая из групп в свою очередь делится на две бригады. При этом одна бригада работает под непосредственным руководством учителя, другая — самостоятельно.
В двух случаях работа на местности проводится с группой в полном составе без деления ее на бригады. Это, во-первых, работа по построению прямоугольника, на выполнение которой требуется довольно много времени, и, во-вторых, практическое .ознакомление учащихся с километром.
Для организации работы в каждой бригаде учителем назначается бригадир. В обязанности последнего, когда бригада работает самостоятельно, входит: разделить бригаду на звенья (количество звеньев и их состав устанавливается учителем в зависимости от характера работы), выдать звеньям задания, распределить инструменты, собрать бригаду по окончании работы. Чтобы работа была достаточно эффективной, общее задание всей бригаде должно быть четко определено. При этом необходимо указать:
- что конкретно нужно сделать;
- какими инструментами надо пользоваться;
- сколько учеников должно выполнять каждое задание (лучше всего, если будут указаны фамилии учащихся).
Все это может быть записано на отдельном листе, который затем поочередно передается из одной бригады в другую. Весьма полезно в ходе подготовки к работам на местности познакомить бригадиров с тем участком, где будут проводиться работы, и кратко проинструктировать их. Можно также объяснить тот новый измерительный прием, который на предстоящем занятии должен быть показан детям. Это позволит использовать бригадиров в качестве хороших помощников при выполнении первых упражнений.
Провешивание прямой и ее измерение.
Перед тем как приступить к провешиванию прямых на местности, учитель проводит подготовительную работу в классе. Прежде всего в краткой беседе с учениками выясняются случаи из практики, требующие провешивания прямой. К ним относятся прокладка дороги, установка телефонной линии, разбивка земельного участка и т. п.; затем ученики знакомятся с оборудованием, назначением его и приемами использования.
Здесь весьма полезными могут быть настольные модели вех, изготовленные из половины катушек для ниток и палочек длиной 11 — 12 см (рис. 101). Если такие модели будут изготовлены каждым учеником, то можно будет провести фронтальную работу по провешиванию прямой. Выполняя ее, ученики будут устанавливать вешки на своих партах.
Полезно также показать еще до выхода на местность прием провешивания с помощью обычных вех. Чтобы их можно было устанавливать на полу, для каждой вехи надо изготовить специальную подставку. Роль таких подставок могут играть небольшие колодки (размером приблизительно 25 см х 25 еж), вырезанные из доски толщиной 5 — 7 см. В середине каждой колодки просверливается отверстие (рис. 102).
рис. 101 рис. 102
Для работы на местности надо выбрать такой участок, чтобы провешиваемый отрезок прямой имел длину не менее 50 м. Провешивание прямых на небольших расстояниях практически не имеет смысла: здесь проще натянуть бечевку.
При выполнении работы провешиваемый отрезок обозначается двумя вехами. Положение промежуточных точек определяется с помощью третьей вехи, которая последовательно ставится так, что, если смотреть в направлении от одной из крайних вех на другую, эта последняя будет закрыта промежуточной. После того как положение точки прямой будет таким образом определено, на месте вехи вбивается колышек, а веха переносится далее. Команды по установке промежуточной вехи следует подавать жестами. В практике применяются такие команды:
«Подвинуть веху вправо (влево)» — отмах рукой от головы вправо (влево); мах рукой сверху вниз.
«Вбить на месте вехи колышек»
Одновременно с работой по провешиванию прямых проводятся упражнения по их измерению. Измеряются также прямые, обозначенные на местности забором, дорожкой, стеной здания и т. п. Ученики овладевают здесь приемами инструментальных измерений (полевым циркулем и рулеткой), измерений шагами и «на глаз».
О последовательности работ при измерении рулеткой мы уже говорили выше. Поэтому сейчас остановимся лишь на приеме счета количества откладываний ленты рулетки.
Чтобы не сбиться в счете, поступают следующим образом. Ученик, идущий с лентой рулетки впереди, имеет с собой 10 проволочных колков, или узких фанерных бирок, или деревянных колышков с кольцом или петлей на конце. Отложив ленту, ученик втыкает у ее последней метки колышек и затем тянет ленту далее. Сзади идущий, приложив у этого колышка другой конец ленты, забирает колышек. Затем колышки подсчитываются, и по количеству их судят, сколько раз была отложена лента. Если работа проводится на твердом грунте или асфальте, то вместо колышков могут быть взяты небольшие камушки.
Существуют два способа измерения расстояний шагами.
При первом способе работа по измерению шагами начинается с определения средней длины шага. Для этого подсчитывается число шагов на заданном расстоянии или измеряется длина отрезка, равного определенному числу шагов, и находится средняя арифметическая длина шага. Теперь для определения того или иного расстояния нужно найти количество содержащихся в нем шагов и умножить среднюю длину шага на полученное число.
Такой способ измерения расстояний нельзя, однако, признать удобным, по крайней мере в начальных классах, так как он требует выполнения громоздких выкладок (умножение двузначного числа на трех- и даже четырехзначное с последующим превращением сантиметров в метры); применять его можно лишь начиная с четвертого класса, когда дети будут иметь понятие о среднем арифметическом.
Второй способ, более простой, состоит в том, что сначала определяется число шагов, приходящихся на 10 ж и на 100 ж. Теперь для измерения расстояния остается лишь отсчитывать число шагов, соответствующее с.та метрам, а затем — десяти метрам. Величина остатка, меньшего 10 м, определяется «на глаз». Все вычисления здесь сводятся к последовательному прибавлению сотен и десятков метров и, таким образом, могут быть выполнены в уме.