Мы все знаем, что учить таблицу умножения необходимо. А необходимо потому, что зная назубок таблицу умножения/деления от 1 до 10, ребенок без труда освоит внетабличное умножение и деление. Но как же легче всего выучить таблицу умножения. Ответ неоднозначен, для каждого ребенка нужен индивидуальный подход. Но все же можно дать общие для всех советы.
Для начала надо объяснить ребенку, что такое умножение. Умножение связано с действием сложения. Объясните ребенку, что перемножаемые числа называются множителями, а полученное число называется произведением.
Итак, начинаем с умножения на 2:
Что такое 2 × 2, это 2 + 2 и равно 4. Положим две конфеты на одну тарелочку и еще две конфеты на другую. Если конфеты сосчитать все вместе получится четыре, то есть 2 конфеты умножить на 2 тарелочки, получится 4 конфеты: 2 × 2 = 4 .
Теперь, чтобы проверить результат, разделите 4 конфеты обратно на две тарелки: 4 ÷ 2 = 2 .
А как еще можно поровну разделить конфеты? Конечно же, по четырем тарелкам. Если на каждую тарелку положить по конфете:
проверим: 4 × 1 = 4.
Теперь добавим на каждую тарелочку еще по конфете. Считаем все конфеты, получаем 6, как получилось? Три конфеты умножили на две тарелочки: 3 × 2 = 3 + 3 = 2 + 2 + 2 = 6 .
То есть три умножить на два это 2 раза по 3 или 3 раза по 2, и если взять три тарелочки по две конфеты, то все равно получится 6 конфет.
От перемены мест множителей произведение не меняется : 3 × 2 = 2 × 3 = 6.
Теперь деление: 6 ÷ 2 = 3 , берем 6 конфет и раскладываем поровну на две тарелки, получаем на каждой по три конфеты. Также показываем деление шести конфет по трем тарелкам, получаем по две конфеты на каждой тарелке: 6 ÷ 3 = 2 .
Таким образом, можно разобрать каждый пример умножения на 2, на 3 и так далее.
Когда ребенок уверенно будет решать такого рода примеры, приступайте к постепенному заучиванию таблицы умножения, сначала на 2, потом на 3 и так далее до 9.
Объясните особенности умножения на 1 и на 10:
При умножении любого числа на 1 , в результате получите это же число :
При умножении любого числа на 10 , в результате получим то же число, но с добавленным справа нулем : 10 × 3 = 30 , один ноль, потому что в цифре 10 один ноль, а если умножать не на 10, а на 100, то получим справа два нуля: 100 × 3 = 300 . И так далее с 1000, 10000…
То есть для того, чтобы умножить число на 10, 100, 1000 и так далее (например 4 × 10 ), сначала вспоминаем правило умножения на 1, то есть пишем то же число ( 4 ) и дописываем к нему справа столько нулей, сколько во втором множителе ( 10 ), ( 4 × 10 = 40 ).
Таблица умножения:
Про особенности умножения на 9 мы писали в статье “Чудеса умножения“.
О том как выучить таблицу умножения, читайте в статье “Как выучить таблицу умножения“.
После того (или вместе с тем), как ребенок освоит таблицу умножения, знакомим его с таблицей Пифагора:
В таблице Пифагора по вертикали (в первом столбце) и горизонтали (в первой строке) расположены числа от 1 до 10. На пересечении строк и столбцов располагаются произведения этих чисел:
Проверить таблицу умножения можно следующим образом. Нарисуйте таблицу Пифагора, не заполняя произведения, заштрихуйте некоторые ячейки следующим образом:
Теперь пусть ребенок самостоятельно заполнит заштрихованные клетки, должно получиться следующее:
Теперь сами придумайте рисунок.
Если вы хотите получать анонсы наших статей, подпишитесь на рассылку “Новости сайта”.