В течение последних десятилетий составные именованные числа составляют в программе и учебниках самостоятельный и обособленный концентр, который в основном изучается в IV классе на протяжении примерно 25 часов. Такая система имеет ряд существенных недостатков. Изучение крупного раздела арифметики на протяжении сравнительно короткого времени не дает возможности закрепить знания и навыки по этому разделу.
Позднее включение составных именованных чисел, часто встречающихся в практической жизни, не содействует укреплению связи обучения арифметике с жизнью, трудом. Обособленное изучение действий с именованными числами не создает условий для установления необходимых и совершенно естественных связей, существующих между действиями с отвлеченными числами и действиями с именованными числами.
Система раздельного изучения действий с отвлеченными и именованными числами находится в противоречии с тенденцией всячески сближать изучение контрастных операций (раздробление и превращение) и сходных понятий.
Отсюда, при пересмотре программы предполагается изменить порядок изучения действий с составными именованными числами, а именно действия с составными именованными числами, выраженными в метрических мерах, изучать параллельно с действиями над отвлеченными числами, начиная с младших классов. В особый концентр следует выделить только действия с составными именованными числами, выраженными в мерах времени.
В I классе необходимо знакомить детей с метром, дециметром и сантиметром, с единичными отношениями, а также с раздроблением и превращением этих мер.
Во II классе в процессе измерений отрезков учитель знакомит детей с такими случаями, когда для точного измерения потребуется не одна, а две единицы измерения. Так будут введены составные именованные числа: 2 м 3 дм, 1 дм 5 см и др.
Раздробление и превращение, а также действия с составными именованными числами не должны рассматриваться как нечто принципиально новое по сравнению с изучаемыми действиями над отвлеченными числами — они должны выступать как частный случай этих действий.
Раздробление чисел вида 2 дм 4 см или 5 м 8 дм не требует никаких других знаний, кроме знаний нумерации и единичных отношений между метром, дециметром и сантиметром. Дети знают, что 24 — это 2 десятка и 4 единицы, что 5 десятков и 8 единиц составляют число 58.
По аналогии:
1 дм = 10 см; 2 дм = 20 см; 2 дм 4 см = 24 см;
1 м = 10 .дм; 5 м = 50 дм; 5м 8 дм = 58 дм.
Ознакомив детей с составными именованными числами, с их раздроблением и превращением, нужно систематически продолжать и развивать эту работу в связи с изучением действий сложения и вычитания.
Так, при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 100 параллельно решаются и соответствующие примеры на сложение и вычитание составных именованных чисел, например:
45 + 20 = 65; 4 дм 5 см + 2 дм = 6 дм 5 см.
38 + 56 = 94; 3 м 8 дм + 5 м 6 дм = 9 м 4 дм.
В III классе нужно продолжать параллельное изучение преобразований и четырех арифметических действий над отвлеченными и составными именованными числами.
Таким образом, устанавливается тесная связь между действиями с отвлеченными числами и действиями с именованными числами, выраженными в метрических мерах. Параллельное рассмотрение этих действий должно помочь, с одной стороны, осознанию принципов десятичной системы счисления, а с другой стороны, создать благоприятные условия для формирования и закрепления навыков действий с именованными числами.