Важным видом чертежных работ является построение диаграмм. Диаграммы служат одним из средств связи обучения арифметике с жизнью, поскольку представляют собой соединение упражнений в измерениях с задачами жизненного характера. Они являются хорошим средством наглядности, позволяя в простой, легко доступной для восприятия форме показать соотношения между величинами, выразить характер изменения той или иной величины.
Наконец, они играют роль первого шага на пути ознакомления детей с прямоугольной системой координат и графиками функций. Последнее замечание относится к так называемым линейным диаграммам.
Обучение вычерчиванию диаграмм может быть проведено в такой последовательности. Сначала ученики осваивают простейшие столбчатые диаграммы, в которых определенное значение величины или определенное количество объектов обозначается одной клеточкой. Горизонтальные полоски или вертикальные столбики отсчитанных клеточек обводятся по линейке и затем раскрашиваются или затушевываются. Эта работа с успехом может проводиться во II классе.
В III классе, когда ученики познакомятся с миллиметром, вводится новый масштаб: то или иное выбранное значение величины обозначается не клеточкой, а столбиком высотой в 1 см или 1 мм. Такое изменение масштаба позволит точнее изображать на чертеже соотношения между данными значениями величин.
Более сложным видом диаграмм являются линейны® диаграммы (рис. 100). При построении их возникает необходимость введения двух масштабов как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, здесь уже вводится прообраз прямоугольной системы координат на плоскости,
Полезно также ознакомить учеников с секторными диаграммами. Однако обучать детей вычерчиванию их не нужно, так как ученики начальных классов не умеют делить круг на части, пропорциональные данным числам. Можно поэтому ограничиться лишь показом такой диаграммы, заранее начертив ее на доске или листе бумаги. Так как построение диаграмм .имеет одной из своих целей предоставить ученикам более широкие возможности для упражнений в измерениях, в частности, для упражнений в измерениях линейкой с миллиметровыми делениями, исходные числовые данные и масштаб следует выбирать так, чтобы в ходе работы по вычерчиванию диаграммы необходимо было проводить отрезки, длины которых выражаются составными именованными числами. Если числовые данные не отвечают этому требованию, учитель должен соответствующим образом обработать их.
Источником числовых данных, используемых при построении диаграмм, может быть жизнь класса, школы, колхоза, всей нашей страны. В этом отношении богатый фактический материал дают газеты
рис. 100
В заключение отметим, что вычерчивать диаграммы следует на нелинованной бумаге, чтобы ученики, выполняя эту работу, упражнялись в построении прямых углов и прямоугольников. Это замечание, разумеется, не относится к простейшим столбчатым диаграммам, вычерчиваемым по клеточкам.