Изучение детей в процессе обучения, тщательный учёт их знаний являются важнейшим условием предупреждения неуспеваемости.
Если на основании систематического учёта учитель устанавливает отставание в силу каких-то причин у отдельных учеников, то он должен принять все меры к тому, чтобы восполнить пробелы в их знаниях в процессе повседневной работы с классом. Этой цели могут успешно служить следующие организационные и методические мероприятия учителя:
1. Индивидуальная работа с отстающими на уроке, частый опрос детей и непосредственные занятия с ними во время самостоятельной работы класса.
3. Дополнительные домашние задания с целью исправления недостатков в чтении, письме, решении задач и счёте.
Особенно большое внимание учитель должен уделять работе с отстающими учениками на уроках. Таких учеников необходимо спрашивать на каждом уроке, чаще заставлять их повторять хорошие ответы товарищей, приучать самостоятельно исправлять свои ошибки. Учитель должен замечать и подчёркивать каждое продвижение ученика и вселять в нём уверенность в его силах.
На уроке учитель должен использовать все возможности, чтобы подойти лишний раз к слабому ученику, помочь ему в выполнении задания, объяснить учебный материал.
Дополнительные занятия с отстающими следует рассматривать как крайнюю меру. Однако, когда эти занятия необходимы (например, вследствие пропуска учеником уроков по болезни), их надо организовывать и проводить систематически.
Дети часто отстают в учении вследствие отсутствия у них достаточно твёрдых первоначальных знаний и навыков. Так, плохое чтение ученика часто является одной из причин его неграмотного письма; неумение решать простые задачи и отсутствие твёрдых навыков в устном счёте являются тормозом к развитию умения решать сложные задачи и правильно производить письменные вычисления. Давая на дом задания читать лёгкие тексты, списывать, решать простые задачи, повторять таблицы сложения, вычитания, умножения и деления, упражнения в устном счёте и т. д., учитель будет создавать и укреплять у отстающих учеников ту основу, без которой невозможно успешное преодоление их недостатков и предупреждение отставания в дальнейшем.
В тех случаях, когда причиной отставания служит плохая работа ученика, невыполнение им домашних заданий, невнимание на уроке и т. п., наиболее верный путь к ликвидации отставания — приучение этого ученика при активной помощи учителя и детского коллектива к соблюдению определённого режима. Нужно добиться, чтобы ученик каждый день в определённые часы (всегда одни и те же) действительно занимался выполнением домашних уроков; необходимо наладить контроль за соблюдением этого требования и обеспечить помощь ученику со стороны кого-либо из взрослых. Большое значение имеет в этом случае индивидуальный подход к учащимся, о чём уже говорилось выше.
Правильная постановка проверки знаний на протяжении всего учебного года — одно из главнейших условий, гарантирующих то, что учащиеся к концу года придут с твёрдыми знаниями и навыками, а кончающие 4 класс покажут на экзаменах хорошую подготовленность к работе в V классе.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова