Предупреждение неуспеваемости учащихся в начальных классах

preduprezhdenie neuspevaemosti uchashhihsya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Изучение детей в процессе обучения, тщательный учёт их знаний являются важнейшим условием предупреждения неуспеваемости.

Если на основании систематического учёта учитель устанавливает отставание в силу каких-то причин у отдельных учеников, то он должен принять все меры к тому, чтобы восполнить пробелы в их знаниях в процессе повседневной работы с классом. Этой цели могут успешно служить следующие организационные и методические мероприятия учителя:

1.   Индивидуальная работа с отстающими на уроке, частый опрос детей и непосредственные занятия с ними во время самостоятельной работы класса.

2.   Организация временных дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время с целью повторного изучения с ними плохо усвоенных разделов, тем программы, а также с целью подготовить их к предстоящему изучению в классе нового учебного материала.

3.   Дополнительные домашние задания с целью исправления недостатков в чтении, письме, решении задач и счёте.

Особенно большое внимание учитель должен уделять работе с отстающими учениками на уроках. Таких учеников необходимо спрашивать на каждом уроке, чаще заставлять их повторять хорошие ответы товарищей, приучать самостоятельно исправлять свои ошибки. Учитель должен замечать и подчёркивать каждое продвижение ученика и вселять в нём уверенность в его силах.

На уроке учитель должен использовать все возможности, чтобы подойти лишний раз к слабому ученику, помочь ему в выполнении задания, объяснить учебный материал.

Дополнительные занятия с отстающими следует рассматривать как крайнюю меру. Однако, когда эти занятия необходимы (например, вследствие пропуска учеником уроков по болезни), их надо организовывать и проводить систематически.

Дети часто отстают в учении вследствие отсутствия у них достаточно твёрдых первоначальных знаний и навыков. Так, плохое чтение ученика часто является одной из причин его неграмотного письма; неумение решать простые задачи и отсутствие твёрдых навыков в устном счёте являются тормозом к развитию умения решать сложные задачи и правильно производить письменные вычисления. Давая на дом задания читать лёгкие тексты, списывать, решать простые задачи, повторять таблицы сложения, вычитания, умножения и деления, упражнения в устном счёте и т. д., учитель будет создавать и укреплять у отстающих учеников ту основу, без которой невозможно успешное преодоление их недостатков и предупреждение отставания в дальнейшем.

В отдельных случаях можно организовать помощь отстающим со стороны их товарищей, отлично успевающих по данному предмету (при условии добровольности этой помощи и при руководстве ею со стороны учителя). Надо следить, чтобы сильные учащиеся не выполняли работу за тех, кому они помогают; помощь их может выражаться в разъяснении тех или иных вопросов, правил, в показе действий, в показе того, как можно рассказать приготовленный урок и т. п. Способы помощи отстающим должны быть такими, чтобы при них не снижался объём самостоятельной работы отстающего ученика и обеспечивалось осмысленное выполнение им всякого задания.

В тех случаях, когда причиной отставания служит плохая работа ученика, невыполнение им домашних заданий, невнимание на уроке и т. п., наиболее верный путь к ликвидации отставания — приучение этого ученика при активной помощи учителя и детского коллектива к соблюдению определённого режима. Нужно добиться, чтобы ученик каждый день в определённые часы (всегда одни и те же) действительно занимался выполнением домашних уроков; необходимо наладить контроль за соблюдением этого требования и обеспечить помощь ученику со стороны кого-либо из взрослых. Большое значение имеет в этом случае индивидуальный подход к учащимся, о чём уже говорилось выше.

Правильная постановка проверки знаний на протяжении всего учебного года — одно из главнейших условий, гарантирующих то, что учащиеся к концу года придут с твёрдыми знаниями и навыками, а кончающие 4 класс покажут на экзаменах хорошую подготовленность к работе в V классе.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment