- I. Мобилизующий этап
- II. Формулирование учащимися темы и цели урока
- III. Упражнение для подготовки руки к письму
- IV. Изображение учащимися нескольких снежинок
- V. Работа в прописях по написанию строчной буквыз
- VI. Физкультминутка для отдыха
- VII. Письмо слов
- VIII. Письмо предложения
- IX. Итог урока
- X. Рефлексия
I. Мобилизующий этап
Учитель. Начнем урок с отгадывания загадок. Первая загадка:
Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. Что это?
Ученик. Это замок.
Учитель. Вторая загадка:
Снег на полях, лед на реках. Какое это время года?
Ученик. Это зима. (Учитель записывает на доске слова загадка, замок, зима.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите согласную букву, которая есть в слове загадка и в словах-отгадках. Определите, какая она в этих словах: строчная или заглавная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах загадка, замок, зима есть буква з. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква з». (Учитель записывает тему урока на доске и стирает слова загадка, замок, зима.)
Учитель. Тема нам известна. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву з, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Изображение учащимися нескольких снежинок
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы з
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы з;
2) письмо учащимися строчной буквы з на планшете;
3) письмо учащимися строчной буквы з в прописях по образцу и самостоятельно с последующей проверкой;
4) письмо буквосочетаний.
Учитель. Предназначенные для записи буквосочетания вы назовете сами. Они являются первыми слогами в словах-отгадках.
Учащиеся вспоминают слова {замок, зима). Выделяют в них первые слоги.
Учитель записывает цепочку буквосочетаний: за зи зза зии
Учитель. Расскажите, в какой закономерности вы запишете данные буквосочетания.
Учитель. Надо записать буквосочетания, в которых строчная буква з соединяется с гласной а и гласной и. При повторе в первом буквосочетании увеличивается на одну число согласных з, а во втором – число гласных и. (Учитель указывает способ связи букв в буквосочетаниях. Учащиеся записывают буквосочетания.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
велосипед, салазки, мороз, тепло.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Назовите слова, которые по смыслу подходят к слову зима. Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся объясняют причину выбора слов мороз и салазки.)
Учитель. Первым надо записать слово, в котором больше звонких согласных. (Учащиеся обосновывают выбор слова мороз, записывают его, обсуждают написание безударной о и согласной з.)
Учитель. Составьте задание для выделения слова салазки, связанное с его написанием. (Например: вторым надо записать слово, в котором надо объяснить написание безударной гласной а и буквы з. Обсуждается написание слова салазки, затем оно записывается учащимися.)
VIII. Письмо предложения
На доске схема:
СПРАВКА: зима, а, собирает, подбирает,лето.
Учитель. Рассмотрите схему. Прочитайте слова в справке. Сформулируйте задание.
Ученик. Надо составить предложение по схеме, используя для этого слова из справки. (Устное задание выполняется в коллективной форме. Обсуждается смысл восстановленной пословицы: Лето собирает, а зима подбирает. После этого пословица записывается с комментированием.)
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите, какими впечатлениями от урока вы хотели бы поделиться с друзьями.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007