I. Мобилизующий этап
На доске или карточках запись:
Молодые
Из-за хлебной крошки И какой-то шелухи Подрались немножко. – Я советую, как друг, – сказал индюк, –
В драку зря не лезьте, Поиграйте вместе.
(Г. Ладонщиков)
Учитель. Познакомьтесь с данной записью. Восстановите в ней пропущенные слова. Они обозначают название птицы. (Учащиеся работают в парах. Проводится проверка и чтение школьниками стихотворения. Пропущенные слова: петухи, петушкам.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Прочитайте слово петухи. Определите, с какой буквы начинается в нём второй слог. Установите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В слове петухи второй слог начинается с буквы т. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква т». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву т, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения петуха
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы т
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы т;
2) письмо учащимися строчной буквы т в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы т в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо учащимися буквосочетаний со строчной буквой т:
тк ту та тк i ту ? та г
Учитель. Расскажите какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. Первое буквосочетание состоит из строчных согласных букв шик. Второе – из строчной согласной т и строчной гласной у. Третье – из строчной согласной т и строчной гласной а. При повторе после первого буквосочетания надо написать первый элемент строчной буквы т, после второго – второй элемент, после третьего – третий. (Учащиеся выполняют задание с комментированием.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
утка – кот
кактус – осина осока – кустик
Учитель. Прочитайте пары слов. (Учащиеся читают вслух.) Запишите из первой пары слово, в котором больше слогов. (Учащиеся пишут с комментированием слово утка.)
Учитель. Прочитайте вторую пару слов. Запишите из неё слово, в котором нет звонких согласных. (Учащиеся обосновывают свой выбор и пишут слово кактус.)
Учитель. Прочитайте слова третьей пары. Запишите из неё слово, в котором меньше гласных, но больше согласных букв. (Учащиеся обосновывают выбор слова кустик и пишут его с комментированием.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
У сына собака.
СПРАВКА: лайка, дог, такса.
Учитель. Прочитайте предложение и слова в справке. Замените в предложении слово собака так, чтобы оно соответствовало теме урока. (Учащиеся выбирают слово, объясняют свои действия, записывают с комментированием предложение:
У сына такса).
Учитель. Кто скажет, кто такая такса?
Ученик. Такса – это комнатная или охотничья небольшая собака с длинным туловищем, с кривыми короткими ногами.
IX. Итог урока
Учитель. Что вы узнали нового на уроке? Расскажите об этом.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007