Устное сообщение знаний учащимся должно стоять в неразрывной связи с их самостоятельной работой. Хотя история в 4 классе выделена как самостоятельный предмет, тем не менее преподавание её должно быть в известной мере связано с задачами обучения родному языку. Преподавание истории должно развивать у детей общие навыки чтения и самостоятельной работы с книгой. Поэтому рассказ учителя или проводимая беседа на уроке не должны отрываться от текста учебника. После рассказа или беседы учитель читает с детьми учебник. Иногда учитель делит свой рассказ на логические части и после каждой части обращается к тексту учебника. Дети читают и разбирают соответствующий отрывок текста. Учитель ставит вопросы по прочитанному для того, чтобы выявить, насколько поняли учащиеся материал. Здесь же проводится и разъяснительная словарная работа над новыми и трудными терминами, словами, оборотами речи, включёнными в текст учебника.
Закрепив таким образом в сознании и памяти детей рассказанный и прочитанный материал, учитель переходит к сообщению следующей части урока. Так проводимая работа в классе подготовляет детей к самостоятельной работе с учебником дома.
Необходимо приучать детей осмысливать текст, а не зазубривать его механически. Большую помощь в этом направлении оказывает самостоятельное озаглавливание детьми частей текста, указанных учителем. После чтения статьи учитель разбивает её на несколько частей и предлагает детям озаглавить каждую из них. Придумать краткий заголовок — задача нелёгкая, для этого надо понять самую суть разбираемого вопроса.
Когда дети приобретут определённые навыки ориентировки в тексте, тогда задания усложняются. Разбивать текст на части теперь будет не учитель, а учащиеся: они должны самостоятельно выделить основные разделы текста и дать к ним заголовки, т. е. фактически составить план.
Так постепенно дети научатся составлять план по тексту и строить свой рассказ по плану. Но этого мало. Осмысленно воспринимая знания, дети должны научиться сочетать воедино материал, почерпнутый ими из разных источников.
Каждому учителю хорошо известно, что дети подчас слушают яркий рассказ учителя, содержащий кое-какие данные, которых нет в учебнике, а затем готовят урок по учебнику. Выйдя на следующий день отвечать, они или повторяют изложенное учителем и не считаются с материалом учебника, или, наоборот, что бывает чаще, передают содержание учебника, не дополняя его сведениями, воспринятыми из рассказа учителя. Дети обычно помнят рассказанное, но не умеют сочетать воедино сведения, почерпнутые из разных источников. Этому надо учить. Вот почему крайне желательно вводить в практику такие задания, как, например, подготовить рассказ по тексту и включить в него рассказанное учителем. При этом учитель может дать детям план своего рассказа и предложить составить план текста учебника. Некоторые пункты обоих планов совпадут и тем самым поглотят друг друга, а некоторые взаимно дополнят друг друга. Дети должны будут соединить два плана в один и по нему подготовить рассказ.
Подобные виды самостоятельной работы учащихся развивают навыки чтения, умение осмысливать изучаемый материал и вместе с тем помогают прочно закреплять в сознании и памяти полученные знания.
Задания должны быть так построены, чтобы у детей развивались навыки работы над текстом. Дети не только должны уметь хорошо рассказывать содержание заданного урока, но и уметь отвечать на заданные учителем вопросы, вдумчиво объяснять данную в учебнике иллюстрацию, сравнить и сопоставить различные явления, изображённые на разных картинах, и выявить между ними черты сходства и различия; описать по картинам, как одевались люди, как выглядели дома, какое было оружие в ту или иную эпоху; используя картинки учебника, нарисовать что-либо по указанию учителя и т, д.
Видное место в домашних заданиях должны занять работа с картой и усвоение хронологических дат, обязательных для запоминания (запись в хронологической последовательности ряда событий, например захват русских земель монголо-татарами и основные моменты борьбы русского народа против завоевателей с указанием дат важнейших из этих событий и т. п,).
Основным видом повторения пройденного является повторение по связям, которое ведётся и в процессе опроса и при подведении детей от ранее пройденного к изучению новой темы и осуществляется во время ознакомления с новым материалом, когда учитель для сознательного восприятия нового заставляет детей вспоминать знакомые им события и явления.
Поэтому, готовясь к уроку, учитель должен глубоко продумать, что на данном уроке в связи с изучением темы можно и нужно повторить. Учитель должен составить для себя план повторения по связям.
Помимо самостоятельного, из урока в урок проводимого, повторения по связям, которое обеспечит не только прочность знаний, но и понимание изученного, следует выделять специальные уроки повторения, которые завершают изучение того или иного раздела программы. Эти уроки повторения должны носить итоговый характер; на них выявляются самые основные, существенные моменты из пройденного раздела, выделяется суть вопроса, под руководством учителя обобщается детьми изученный материал, и они подводятся к необходимым выводам из него. Итоговый урок повторения, таким образом, приобретает определённую целенаправленность, и в этом его основное значение.
Помимо всего этого опытный учитель всегда оставляет несколько часов на завершающее повторение в конце учебного года.
Особенно полезно выделить для этой цели определённые темы, объединяющие содержание отдельных разделов курса.
Такими обобщающими темами на уроках повторения могут быть например, следующие: 1) борьба русского народа за единство своего государства и независимость родины (раздробление Руси, татаро-монгольское иго, объединение русских земель и борьба за свержение татарского ига, борьба за укрепление единой власти в стране); 2) борьба русского народа с иностранными захватчиками (Александр Невский, Минин и Пожарский, разгром шведов при Петре 1. Отечественная война 1812 г.); 3) борьба крестьян против угнетателей (постепенное закрепление крестьян, жизнь крестьян при крепостном праве, крестьянские восстания — Разин, Пугачёв; борьба лучших людей России за отмену крепостного права — Радищев, Пушкин и Шевченко; реформа 1861 г.); 4) революционная борьба рабочих и крестьян под руководством партии большевиков против царя, помещиков и капиталистов (жизнь рабочих при капитализме начало рабочего движения, создание Лениным и Сталиным партии большевиков, первая революция в России, работа большевиков в годы реакции, свержение царской власти, Великая Октябрьская социалистическая революция); 5) что дала трудящимся Великая Октябрьская социалистическая революция и как они защищали советскую власть в годы гражданской войны и интервенции; 6) борьба за строительство социализма в СССР; 7) Великая Отечественная война и причины победы советского народа в этой войне; 8) русский народ — создатель великой культуры, и другие темы.
Поэтому здесь иногда следует кое-что рассказать вновь, прочитать отрывок из художественного произведения, показать картину, организовать экскурсию, просмотреть диапозитивы, кинокартину и т. д.
Использование самых разнообразных приёмов в учебной работе, направленное на то, чтобы сделать обучение истории наиболее полноценным с познавательной и воспитательной стороны; обеспечение прочных, осмысленно усвоенных, а не формально заученных знаний; пробуждение и развитие в детях горячих патриотических чувств; начало формирования в детском сознании основ коммунистического миросозерцания — таковы почётнейшие задачи учителей, ведущих преподавание родной истории.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова