Конечной целью обучения чтению является сознательное самостоятельное чтение учащихся про себя. Этот навык приобретается детьми постепенно, начиная с первых шагов обучения.
В первоначальном обучении основным является обучение чтению вслух. Лишь после того как учащиеся прочно овладеют навыком правильного, плавного слогового чтения, начинается обучение тихому чтению про себя, т. е. чтению глазами. Техника такого чтения даётся детям не сразу. Учителю приходится долго и упорно следить за тем, чтобы от чтения шёпотом дети постепенно переходили к чтению про себя с безмолвным шевелением губами и, наконец, к настоящему чтению про себя — глазами. При этом степень понимания прочитанного контролируется через выполнение детьми заданий по прочитанному. Задания при обучении чтению про себя являются совершенно обязательными.
Проверяя выполнение заданий, учитель проверяет степень освоения детьми содержания текста. Вместе с тем задания при чтении про себя направляют мысль учащихся на различные стороны читаемого и таким образом способствуют развитию навыка сознательного чтения.
При чтении доступного для понимания детей произведения учитель направляет внимание детей главным образом на содержание читаемого в целом. Этой цели обычно служат вопросы, на которые дети должны ответить, прочитав заданное произведение. Вопросы могут касаться последовательности развития описываемого события; выяснения сущности поступков действующих лиц, характеристики обстановки, в которой происходит событие, установления причин и следствий тех или иных явлений, описываемых в произведении, и т. д.
В младших классах начальной школы, когда навыки тихого чтения у детей ещё весьма слабы, задания касаются только того, о ком и что говорится в произведении. Уяснение же деталей содержания, а также основной идеи произведения должно быть предметом последующего чтения вслух с учителем.
Для того чтобы выявить отношение детей к прочитанному, иногда полезно дать им задание: рассказать о том, что особенно понравилось в рассказе, кто из действующих лиц хороший, кто плохой и почему. Подобного рода задания возможны на той ступени обучения чтению про себя, когда дети уже обладают умением более или менее связно пересказывать прочитанное.
В старших классах дети могут подбирать из прочитанного материала для выборочного пересказа на выдвинутую ими или заданную учителем тему, а также могут составлять устные отчёты о прочитанном по данному учителем плану, например: о чём рассказ, кто действующие лица, кто из них главные, сколько частей в рассказе, о чём говорится в каждой части.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова