Чтение про себя в начальных классах

Конечной целью обучения чтению является сознательное самостоятельное чтение учащихся про себя. Этот навык приобретается детьми постепенно, начиная с первых шагов обучения.

В первоначальном обучении основным является обучение чтению вслух. Лишь после того как учащиеся прочно овладеют навыком правильного, плавного слогового чтения, начинается обучение тихому чтению про себя, т. е. чтению глазами. Техника такого чтения даётся детям не сразу. Учителю приходится долго и упорно следить за тем, чтобы от чтения шёпотом дети постепенно переходили к чтению про себя с безмолвным шевелением губами и, наконец, к настоящему чтению про себя — глазами. При этом степень понимания прочитанного контролируется через выполнение детьми заданий по прочитанному. Задания при обучении чтению про себя являются совершенно обязательными.

Проверяя выполнение заданий, учитель проверяет степень освоения детьми содержания текста. Вместе с тем задания при чтении про себя направляют мысль учащихся на различные стороны читаемого и таким образом способствуют развитию навыка сознательного чтения.

Задания в связи с чтением про себя могут иметь различный характер в зависимости от того, в каком классе и на какой стадии чтения данного произведения они ставятся.

При чтении доступного для понимания детей произведения учитель направляет внимание детей главным образом на содержание читаемого в целом. Этой цели обычно служат вопросы, на которые дети должны ответить, прочитав заданное произведение. Вопросы могут касаться последовательности развития описываемого события; выяснения сущности поступков действующих лиц, характеристики обстановки, в которой происходит событие, установления причин и следствий тех или иных явлений, описываемых в произведении, и т. д.

В младших классах начальной школы, когда навыки тихого чтения у детей ещё весьма слабы, задания касаются только того, о ком и что говорится в произведении. Уяснение же деталей содержания, а также основной идеи произведения должно быть предметом последующего чтения вслух с учителем.

По мере развития у детей навыков чтения про себя учитель усложняет задания и по содержанию и по форме. От ответов на отдельные вопросы дети переходят к связному пересказу сначала по вопросам, а затем по плану и, наконец, — к свободному изложению прочитанного. В связи с этим даются задания, облегчающие уяснение последовательности рассказа: придумать картинки к рассказу, найти подписи к ним в прочитанном тексте, отметить части рассказа по данным заголовкам, определить границы каждой части и т. д.

Для того чтобы выявить отношение детей к прочитанному, иногда полезно дать им задание: рассказать о том, что особенно понравилось в рассказе, кто из действующих лиц хороший, кто плохой и почему. Подобного рода задания возможны на той ступени обучения чтению про себя, когда дети уже обладают умением более или менее связно пересказывать прочитанное.

В старших классах дети могут подбирать из прочитанного материала для выборочного пересказа на выдвинутую ими или заданную учителем тему, а также могут составлять устные отчёты о прочитанном по данному учителем плану, например: о чём рассказ, кто действующие лица, кто из них главные, сколько частей в рассказе, о чём говорится в каждой части.

В целях развития навыка чтения про себя следует широко практиковать задания по чтению на дом. Учитель приучает детей применять при подготовке урока чтения ряд приёмов, которые они усваивают в классе под его руководством. Так, например, полезно, чтобы учащиеся практически уже знали, что, выполняя задания по чтению, иногда необходимо перечитывать несколько раз про себя и вслух отдельные отрывки текста, самим ставить вопросы и отвечать на них, думать над тем, что в данном тексте главное, что второстепенное, что самое интересное, несколько раз прочитать заданный текст. Читать надо по предложениям, правильно прочитывая по слогам наиболее трудные слова, думая над смыслом прочитанного.

Всякий раз, задавая урок, учитель указывает детям, как они должны читать заданное, — вслух или про себя. При этом в младших классах, как правило, на дом задаётся текст, прочитанный и разобранный с учителем в классе.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment