О наглядности и наглядных пособиях. Иллюстрации.

o naglyadnosti i naglyadnyh posobiyah illyustraczii Наглядные пособия

Большое значение в обучении математике имеют иллюстрации как один из видов наглядности. Чем богаче рисунками учебник арифметики, тем больший интерес возбуждает он у детей к изучаемому предмету. Хорошо иллюстрированный задачник может сделать серьезное занятие для ребенка увлекательным и занимательным. Иллюстрации могут иметь разную форму.

Большое значение в обучении математике имеют иллюстрации как один из видов наглядности. Чем богаче рисунками учебник арифметики, тем больший интерес возбуждает он у детей к изучаемому предмету. Хорошо иллюстрированный задачник может сделать серьезное занятие для ребенка увлекательным и занимательным. Иллюстрации могут иметь разную форму.

Так, иногда в условиях задачи даются рисунки тех предметов, о которых говорится в задаче. Например:

Мальчик сорвал с одного дерева , а с другого . Сколько всего груш сорвал мальчик?

Иногда иллюстрация раскрывает образно содержание задачи в целом или ее отдельные части. Например: Мама купила мяч и барабан. Сколько денег она истратила на эту покупку? Перед условием задачи нарисованы мяч и барабан, а под ним цены.

Мячик
Барабан

Нередко условие задачи иллюстрируется схемой или вместо условия задачи дается только схема, или условная запись задачи. Например:

Сколько молока осталось на ужин?

Сколько денег осталось после покупки?

Сколько метров шнура можно купить на 20 руб.?

Применяя умело наглядные пособия, используя наглядные образы и примеры, учитель облегчает усвоение учащимися отвлеченных математических понятий.

Но школа должна развивать у детей не только отвлеченное, но и образное, конкретное мышление, что имеет весьма существенное значение для развития технического мышления и конструктивных способностей. Необходимо развивать образное мышление, оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного воображения.

Достижению этой задачи во многом способствует использование графической наглядности.

Язык математики — это язык символов, условных знаков, чертежей, геометрических фигур, диаграмм, схем и др. Дети, начиная с первого класса, пользуются при счете геометрическими фигурами (квадраты, прямоугольники, круги), отрезками прямой и т. п.Так, «везде, где возможно, математика стремится сделать изучаемые ею проблемы геометрически наглядными» (А. Н. Колмогоров).

Графический прием условного обозначения вещей и их отношений рисунком, чертежом и т. п. является средством более легкого представления и запоминания изучаемого. Простейшим геометрическим изображением величины и ее частей являются так называемые одномерные, или линейные, диаграммы.

«Числа и линии говорят воображению детей гораздо более, чем это может казаться непосвященному. Поэтому числа и линии представляют собой наивернейшее средство для упражнения детей в мышлении» (Кондерсе, XVIII в.). Но, по исследованиям психологов, основные формы графической наглядности, применяемые в .учебниках для начальных классов, как правило, не являются средством решения задачи при самостоятельной работе учащихся. Причиной этого является эпизодическое применение графической наглядности (главным образом, при решении задач на движение).

Между тем знакомство с отрезком прямой и сантиметром позволяет уже в первом классе объяснять ученикам увеличение и уменьшение чисел сначала на тех или иных предметах, а затем на отрезках прямой.

Более широкие возможности в этом отношении открываются в работе с учениками II класса, где изучается разностное и кратное сравнение чисел. Однако эти возможности использованы недостаточно; графическая интерпретация увеличения и уменьшения чисел при изучении соответствующих разделов таблицы умножения и деления не находит должного отражения ни в методической литературе, ни в школьной практике. Этот пробел должен быть восполнен с тем, чтобы в III и IV классах можно было перейти к графическим изображениям, в которых встречаются одновременно и разностные «и кратные сравнения величин.

Пользуясь графиками при решении задач, не следует увлекаться большим числом вспомогательных линий, стрелок, точек, взятых в кружки, и словесных пояснений на чертеже. На графике рекомендуется ярко выделять основные ведущие линии. Размеры отрезков и уменьшение их следует показывать пунктиром. Графики можно сопровождать рисунками.

В графиках объединяется конкретное (данное условие задачи) с абстрактным (с условным обозначением их отрезками). Овладение графическими приемами иллюстрации задач облегчает анализ и решения задачи.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment