Закрепление знаний в начальной школе

zakreplenie znanij v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Полученные детьми на уроке знания и умения должны быть хорошо закреплены. Прочное закрепление пройденного является одним из основных условий, обеспечивающих полноту и устойчивость приобретаемых детьми знаний и навыков. Прежде чем приступить к закреплению нового материала, необходимо убедиться, усвоен ли он детьми. Нельзя давать детям самостоятельно читать по учебнику о том, что излагалось на уроке, если они многого не поняли из рассказа учителя, или нельзя упражнять детей в каком-либо арифметическом действии, если они не усвоили, как и в каком порядке оно производится. Поэтому первым моментом в закреплении материала должно быть в о с пр о изв ед е н и е детьми того, о чём сообщалось в беседе или о чём рассказывал учитель. Так, прежде чем начать упражнения по учебнику арифметики, необходимо, чтобы дети под руководством учителя самостоятельно повторили решение тех примеров, на материале которых давалось объяснение; или, например, перед самостоятельной работой по учебнику истории следует повторить по вопросам всё то, о чём рассказывал учитель. Особое внимание при этом должно быть обращено на слабых и средних по успеваемости учеников, так как степень усвоения ими нового материала и может быть показателем готовности класса к проведению работ по закреплению пройденного. Если при воспроизведении окажется, что дети недостаточно ясно представляют себе материал или совершенно не усвоили отдельных вопросов из него, то учителю необходимо ещё раз изложить тему урока целиком или частично, а затем снова воспроизвести с детьми сообщённые им знания. Воспроизведение может быть завершено записью в тетради выводов, названий, дат и зарисовкой опытов, таблиц и схем, которыми учитель пользовался при сообщении новых знаний.

После этого следует перейти к дальнейшему закреплению материала урока путём различных упр ажнений или повторения по учебнику. Первые упражнения для закрепления пройденного должны проводиться под непосредственным руководством и наблюдением учителя. При этом необходимо организовать работу так, чтобы она охватывала весь класс, чтобы каждый ученик действительно упражнялся. На уроках у неопытного учителя это обычно не наблюдается. Например, по арифметике упражнения часто проводятся так: учитель предлагает детям достать тетради, вызывает одного ученика к доске, даёт пример для решения и предлагает всем его решить. Ученик у доски решает пример под руководством учителя, остальные же дети просто переписывают с доски готовое. Правильнее было бы в таком случае после объяснения нового материала и его воспроизведения детьми дать пример для самостоятельного решения всему классу и только по истечении нескольких минут работы вызвать одного из учеников к доске и провести с ним решение примера перед классом. Так же следует решить ещё два-три примера, после чего дети могут работать самостоятельно. При таком проведении первых упражнений дети не только хорошо усваивают сущность заданий, но и приобретают некоторые навыки правильной организации с амостоятельной работы . Последнее особенно важно, так как упражнения и повторение по учебнику проводятся главным образом путём самостоятельной работы детей. Поэтому овладение. детьми формами этой работы является непременным условием продуктивности занятий, которые проводятся учителем с целью закрепления знаний.

Некоторые самостоятельные работы очень просты, и дети легко их усваивают без каких-либо предварительных упражнений с учителем. Так, решение примеров по арифметике, списывание с доски или из учебника какого- либо текста, чтение лёгкого рассказа и т. д. являются понятными формами работы, не требующими особых разъяснений или первоначального их освоения под руководством учителя. Другие же формы самостоятельной работы, как, например, списывание или чтение, осложнённые заданиями, решение сложных задач, работа с контурной картой и т. д., требуют не только подробного объяснения учителя, но и обязательного проведения их под его руководством. Например, списывание текста, в который надо, вставить данное слово, с изменением его по падежам, дети могут успешно выполнять, если они усвоили склонение этой части речи, если они предварительно под руководством учителя, списывая два-три предложения, поймут порядок выполнения работы, а именно: сначала надо прочитать предложение, вставляя пропущенное слово, потом определить по вопросу падеж данного слова, вспомнить или справиться по таблице склонений, какое окончание оно должно иметь в данном падеже. Затем прочитать ещё раз предложение и списать его, не заглядывая в книгу. Точно так же при закреплении пройденного по учебнику, когда даётся задание самостоятельно прочитать статью и ответить на вопросы, учитель должен указать детям, что вначале необходимо прочитать вопросы, а потом уже всю статью, и только после этого найти в статье то место, где даётся ответ на первый вопрос. Прочитав это место, надо составить полный ответ на этот вопрос, после чего переходить ко второму, третьему и остальным вопросам. Этот порядок работы полезно показать детям практически, на непосредственном разборе с ними двух-трёх статей.

Перед некоторыми самостоятельными письменными работами необходимо проводить предварительную устную работу. Так, например, письменные упражнения по грамматике в первых двух классах и наиболее сложные упражнения в 3 и 4 классах следует сначала выполнять устно; составление письменных ответов на вопросы предваряется составлением устных ответов и т. д. В этих случаях работа детей может быть разделена на две части. Например, некоторые наиболее трудные упражнения по грамматике можно проводить следующим образом: сначала учитель объясняет задание и показывает на одном-двух примерах, как его следует выполнить, после чего дети под руководством учителя устно выполняют упражнение, а затем приступают к самостоятельному письменному его выполнению.

Каждая работа, которая даётся для закрепления знаний, должна соответствовать силам детей. Она должна быть не очень лёгкой и не очень трудной по отношению к уровню знаний и развитию данного класса. Работы могут быть подразделены в отношении их объёма сообразно индивидуальным особенностям и успеваемости детей; слабые ученики вначале не могут сделать столько же, сколько сильные; с другой стороны, ученикам-отличникам должна быть предоставлена возможность выполнить больше того, что требуется от всего класса.

Проводя закрепление знаний во второй половине урока, учитель должен иметь в виду, что работоспособность детей к концу урока понижается. Это обстоятельство должно быть учтено при определении не только объёма самостоятельной работы, но и при определении формы задания. Однообразные формы работы утомляют детей скорее, чем разнообразные. Поэтому при закреплении, например, знания какого-либо арифметического действия не следует сводить упражнения только к решению примеров, а надо разнообразить самостоятельную работу детей, давая решение простых задач на данные действия, вычисления по таблицам и т. д. Точно так же для закрепления знаний какой-либо грамматической формы можно привести в качестве упражнения грамматический разбор, соответствующую письменную работу по учебнику грамматики, творческую работу с применением данной грамматической формы и т. д. Однако не следует чрезмерно увлекаться введением разнообразных форм упражнений на одном и том же уроке. В течение урока можно провести не более двух-трёх различных упражнений. Иначе закрепление сообщённых детям знаний может оказаться поверхностным.

В процессе самостоятельного выполнения упражнений или повторения по учебнику учителю необходимо внимательно следить за работой детей, направляя и поддерживая её. Не следует подавлять своим вмешательством самостоятельность детей при выполнении ими заданий, но надо вовремя приходить им на помощь в преодолении трудностей работы. Если учитель замечает, что дети повторяют одну и ту же ошибку или испытывают одно и то же затруднение, то следует прервать работу и дать всему классу соответствующие указания. Особенно внимательно следует относиться к слабым ученикам. Учитель должен всемерно предупреждать их ошибки, давая дополнительные разъяснения, облегчая им в том или ином отношении задания, вооружая их различного рода справочным материалом, образцами правильно выполненных примеров и т. д.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment