Восприятие в начальной школе

vospriyatie v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Познавательная работа человека, как было сказано выше, начинается с в о сприятия предметов и явлений окружающей действительности.

В процессе обучения познание исходит также из восприятия, но организуемого и направляемого учителем. При этом обычно восприятие объектов изучения или их изображений сопровождается и дополняется объяснением учителя. Рассказ и объяснение учителя часто непосредственно являются источником познания. Для усвоения знаний требуется также восприятие учебного материала, заключённого в книге, — учебнике, хрестоматии. В процессе обучения восприятие осуществляется преимущественно через зрительные и слуховые ощущения. Когда учитель на уроке или на экскурсии знакомит детей непосредственно с предметом изучения, например, с полезными ископаемыми, то, вместе со зрением, орудием познания являются также и осязательно-двигательные ощущения. В химических опытах образование некоторых веществ познаётся по запаху, т. е. при помощи обоняния. Экскурсия в лес или поле летом потребует участия всех органов чувств.

Одним из условий сознательного восприятия вообще, и в процессе обучения в частности, является подготовка к нему. Подготовка заключается в том, что в сознании ученика воспроизводятся знания, приобретённые им ранее и так или иначе связанные с тем, что предстоит ученику воспринять вновь.

В психологии влияние на восприятие наличного запаса знаний или представлений о предмете называется апперцепцией . Ею объясняется в значительной степени то, что один и тот же предмет или явление воспринимаются людьми, имеющими различный профессиональный опыт, по-разному. Апперцепция, или влияние запаса представлений на восприятие, у детей в известной мере определяет успешность восприятия учебного материала. Подготовить ученика к восприятию нового материала — это значит вызвать у него соответствующую апперцепцию. В советской психологии апперцепция понимается не только как влияние запаса представлений на восприятие действительности, но и как участие в этом восприятии определённого эмоционально-волевого отношения к познавательному материалу. Отсюда понятна необходимость объяснения детям жизненного значения того, что им предстоит воспринять.

Одним из факторов успешности восприятия является организация и оформление материала, подлежащего восприятию: отчётливый показ объекта изучения или его изображения, ясность и последовательность изложения, умелое расположение записей на классной доске и т. п.

Так как восприятие опирается на ощущения, то важнейшим условием успешного, полного и точного восприятия является участие в нём различных органов чувств в зависимости от предмета восприятия.

Существенное значение для определённости восприятия имеет словесное обозначение того, что воспринимается.

Правильное словесное обозначение возможно только при осмысленном восприятии, т. е. с отнесением предмета к определённому классу, роду или виду. Восприятие непременно связывается с пониманием, с привлечением прежнего опыта к восприятию, т. е. с работой памяти, а также с обобщением этого опыта, т. е. с работой мышления.

Наконец, успешность восприятия во многом зависит и от установки на последующее в оспр оизведение . Просмотр коллекций или выставки может оставить в сознании воспринимающего очень смутные следы, если не стоит задача сообщить кому-нибудь то, что было воспринято, и, наоборот, восприятие приобретает активность, если нужно дать отчёт, рассказать о воспринятом. Правда, здесь речь идёт уже об усвоении воспринятого, т. е. о запоминании, но запоминание (т. е. работа памяти) и начинается с восприятия.

Длительное, целенаправленное восприятие носит название наблюде – ния. Длительность восприятия обусловливается сложностью наблюдаемого предмета или явления или тем, что нужно воспринять процесс, протекающий во времени.

Успешность наблюдения сложного объекта зависит от ясного знания того, что нужно наблюдать, от осознания цели наблюдения. Эта цель определяет то, что называется категориями наблюдения или точками зрения в наблюдении.

В восприятии сложного рассказа можно поставить ряд задач: усвоить основной сюжет, содержание, характер действующих лиц, порядок изложения, особенности языка и т. д.

Для воспитания наблюдательности, т. е. прежде всего для развития полноты восприятия и наблюдения, очень важно приучить детей иметь в виду основную цель и отдельные задачи в восприятии и наблюдении различных предметов и явлений. Для воспитания точности восприятия и наблюдения необходимо, в случае ошибок в словесной или письменной передаче воспринятого не ограничиваться исправлением ошибки, а сначала вновь подвести к предмету восприятия и добиться того, чтобы ученик сам нашёл и исправил допущенную им ошибку.

Восприятие предметов и явлений реального мира не исчезают бесследно. В нашем сознании могут быть вновь воспроизведены так называемые последовательные образы, хотя мы непосредственно и не ощущаем тех предметов и явлений, которые когда-то воспринимали. Воспроизведённые в сознании предметы и явления, когда-то воспринятые нами, называются пр едставлениями . Представления, имеющиеся в нашем сознании, не изолированы друг от друга, а связаны между собой. Обычно одно представление влечёт за собой и другое или потому, что оба предмета или явления были восприняты одновременно (ассоциация по смежности), или потому, что они похожи (ассоциация по сходству), или, наоборот, потому, что различны, противоположны друг другу (ассоциация по контрасту). Процесс воспроизведения того, что было ранее воспринято человеком, его прошлого опыта, называется памятью .

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment