Тема. Почва и растения в начальных классах

tema pochva i rasteniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

 

Цель урока . Повторить всё пройденное по теме «Почва», выяснить значение плодородной почвы для получения высоких урожаев, показать зависимость плодородия почвы от общих условий ведения хозяйства (падение плодородия почвы в условиях капиталистического хозяйства, увеличение плодородия почвы при социализме).

О борудо вание . К уроку приготовлен макет почвенного обнажения, сделанный детьми после экскурсии к обрыву, приборы и наглядные пособия, использовавшиеся при изучении темы «Почва».

5.       д урока . 1. Повторение всего пройденного по теме «Почва». Повторение проводится по следующим вопросам:

1)   Пользуясь приготовленным вами макетом почвенного обнажения, расскажите, что вы видели на экскурсии к обрыву (рассказывает вызванный ученик).

2)           Что называется почвой? Какое главное свойство почвы?

3)           Из чего состоит почва? С помощью каких опытов мы это узнали?

4)   Найдите у меня на столе песчаную, глинистую и чернозёмную почвы, расскажите об их свойствах.

5)           Как разные почвы удерживают воду? Расскажите, как мы это узнали.

6)   На столе лежат образцы почвы разного строения. Покажите, какая почва наиболее благоприятна для роста и развития растений?

7)   Как можно улучшить строение почвы? Какой советский учёный изучал этот вопрос и к каким выводам он пришёл?

8)   Как поднимается вода в плотной и рыхлой почве? Расскажите, как мы это узнали.

9)           Для чего, чем и как обрабатывается почва?

10)        Для чего, чем и как удобряется почва?

2.   О бо бщающая бе седа . Вторая часть урока отводится обобщающей беседе. Беседа начинается с вопроса: Какое значение имеют растения в жизни человека?

— Они дают человеку пищу, материал для одежды, жилища и других необходимых предметов.

— Откуда человек получает необходимые ему растения?

— Многие растения человек находит в природе, собирает и использует их. Но большую часть растений люди выращивают сами на полях, в огородах и садах.

Учитель напоминает, что для выращивания растений необходима плодородная почва, а плодородие почвы зависит от хорошей обработки и удобрения, от правильного чередования растений на полях и огородах, от посева в поле многолетних трав.

— А что нужно для хорошей обработки почвы?

— Нужны плуги и другие орудия, тракторы и лошади.

Далее в беседе выясняется, что для удобрения нужен навоз. Чтобы получить больше навоза, надо держать в хозяйстве больше скота. А для скота необходим корм, — хорошие луга, полевые травы и корнеплоды.

Учитель предлагает вспомнить, как жили крестьяне в царской России.

У крестьян в царской России было мало земли, скота и машин. Земля плохо обрабатывалась и плохо удобрялась. От этого почва постепенно истощалась, теряла своё плодородие. С каждым годом урожаи становились всё хуже и хуже.

Крестьяне разорялись и шли наниматься на работу к помещикам и фабрикантам.

Советская власть отняла у помещиков землю и скот и передала их крестьянам.

Промышленность дала деревне много тракторов, плугов, сеялок и других машин и минеральных удобрений.

Под руководством коммунистической партии крестьяне объединились в колхозы и стали сообща вести хозяйство. Передовые учёные советской страны И. В. Мичурин, В. Р. Вильямс, Т. Д. Лысенко и другие пришли на помощь колхозам и совхозам и указали, как надо вести хозяйство, чтобы добиться высоких урожаев.

Хорошие плуги и сильные тракторы дали возможность производить глубокую вспашку. Правильная обработка почвы и посев многолетних трав на полях улучшили строение почвы.

Посев трав увеличил запас кормов в хозяйстве и позволил держать больше скота. А когда в хозяйстве много скота, то много и навоза. Хорошее удобрение и обработка почвы и правильное чередование посева растений делают почву плодородной.

Колхозники — Герои Социалистического Труда дают стране невиданные урожаи. (Учитель приводит примеры.) Учитель рассказывает о звеньях юных мастеров высокого урожая и призывает учащихся отдать свои знания и труд на благо советской родины.

3.    Задание на дом . На дом детям даётся задание подготовить ответы на следующие вопросы:

1.    Что дают растения человеку?

2.    Как называется почва, на которой растения приносят высокие урожаи?

3.    От чего зависит плодородие почвы?

4.    Почему в царской России почва с каждым годом теряла своё плодородие?

5.    Почему повышается плодородие почвы в советской стране?

6.    Расскажите о колхозниках — Героях Социалистического Труда.

7.    Расскажите о работе звеньев юных мастеров высокого урожая.

Оба урока дают сведения о почве как среде для развития культурных растений. На первом уроке дети наглядно знакомятся со строением почвы и узнают, что человек может изменять и улучшать его. Учитель в доступной форме рассказывает детям о выдающемся советском учёном В. Р. Вильямсе.

На этом уроке учитель применяет разнообразные приёмы повторения пройденного (ответ на вопросы, рассказ по самодельному пособию, рассказ о проведенных опытах, различение образцов почвы и т. п.). Во второй части урока в обобщающей беседе выяснено значение растений в жизни человека, взаимосвязи почвы, растений, обработки, удобрения и показано преимущество социалистического сельского хозяйства перед капиталистическим.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment