Темами для рисования могут быть явления природы, которые дети предварительно наблюдают во время прогулок и экскурсий в природу, а также рассказы, стихи, революционные праздники и др.
Задача тематического рисования в младших классах — научить детей намечать на листе бумаги расположение неба и земли и изображать на листе бумаги ближние предметы ниже, а более отдалённые — выше; научить передавать основные величины предметов (например, относительную величину дома и человека), основную форму и цвет предметов (например: ствол дерева — коричневый, листья — зелёные, небо — синее).
1. На экскурсии в ближайший лес, парк или сад учитель обращает внимание детей на те изменения, которые произошли в природе в связи с наступлением осени. В беседе выясняется следующее: как изменилась листва деревьев; все ли листья одинаково пожелтели; все ли деревья одинаково желтеют (сравнить дуб, берёзу, клён, осину и другие деревья); какие деревья не пожелтели и как они выглядят среди пожелтевших деревьев; одинаковый ли цвет опавших листьев и листьев на деревьях; какого цвета деревья; какого размера деревья по сравнению с человеком, с животными и т. д.
Учитель обращает внимание детей также на особенности формы различных деревьев.
Заканчивая беседу, учитель предлагает учащимся постараться запомнить виденное, чтобы потом сделать рисунок на тему «Осень в лесу».
2. На уроке рисования учитель сначала восстанавливает в памяти учащихся то, что они видели на экскурсии, затем объясняет последовательность выполнения рисунка. Он рисует на доске прямоугольник, изображающий лист бумаги, показывает на нём, какое примерно место нужно отвести для земли, неба и деревьев.
3. Закончив объяснение, учитель предлагает детям приступить к работе.
4. В конце урока он показывает классу два-три законченных хороших рисунка отдельных учеников и анализирует их с детьми.
По такому примерно плану проводится рисование на аналогичные темы и в других классах.
В 3 и 4 классах дети знакомятся со способами изображения глубины в рисунке путём размещения предметов (вправо, влево, ближе и дальше), загораживания одних предметов другими и изображения кажущегося уменьшения дальних предметов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова