Воспитание коммунистической морали у детей — важнейшая задача школы и семьи. Эта задача является весьма сложной и требует особенно внимательного педагогического подхода. Родители испытывают больше всего затруднений в выполнении именно этой задачи. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за победу коммунизма. Это означает, что нужно так воспитывать детей, чтобы они горячо любили свою родину, с радостью брались за любую работу, которая может быть полезной для родной страны: участие в лесонасаждениях и создании новых прудов и водоёмов, помощь в борьбе с вредителями колхозных полей, участие в уборке урожая, в разведении садов, посылке подарков сиротам погибших героев Великой Отечественной войны и т. д. Любая, самая маленькая общественно-полезная работа есть посильный вклад детей в великое дело борьбы за коммунизм и в этом её огромное воспитательное значение. Такая работа способствует формированию у детей коммунистической нравственности.
Долг родителей всеми мерами поддерживать патриотическую деятельность молодого поколения.
Воспитание коммунистической нравственности означает также воспитание у школьников высокой с ознательной дисциплины , умения подчинять своё поведение интересам общества, интересам школьного коллектива, интересам семьи. Родители должны воспитывать у детей такую дисциплину, которая проявляется в совершенно сознательном и добровольном выполнении режима жизни, установленного в семье, в подчинении правилам поведения и обязательном выполнении требований родителей даже в тех случаях, когда приходится отказываться от чего-то приятного, интересного. Например, девочке хочется вместе с подругами идти купаться, но мать напоминает ей, что в эти часы она должна работать с нею в огороде. И нужно, чтобы девочка не обижалась, не спорила, а сознательно отказалась от удовольствия пойти на реку и взялась за выполнение своей постоянной трудовой обязанности.
Если такая сознательная дисциплина будет воспитана у детей с раннего детства, то и в будущем для них интересы общества и государства будут выше личных интересов, т. е. дети вырастут сознательными и организованными борцами за коммунизм.
Воспитание детей в духе коммунистической нравственности означает также воспитание их в духе социалистического гуманизма , т. е. чуткого отношения к людям, уважения и вежливого отношения к старшим, проявления особого внимания к старикам и маленьким детям, правдивости, достойного поведения на улице, в трамваях и т. д.
Очень важно приучать детей не только к тому, чтобы они добросовестно выполняли установленные правила поведения, но чтобы они проявляли инициативу, изобретательность в доказательствах своей любви и своего внимания к близким людям и всем окружающим.
Родители должны так воспитывать детей, чтобы они сами догадывались оказывать нужную услугу старшим: по собственной инициативе разогревали бы обед перед приходом родителей с работы, догадывались подать матери туфли, починить игрушки маленьким сестрёнкам или братишкам, покормить их, занять их интересной игрой.
Когда сами родители являются горячими патриотами своей родины и выражают это в самоотверженном труде по выполнению планов сталинских пятилеток, когда родители показывают примеры организованности во всей своей жизни, когда они с величайшим уважением относятся к общественной собственности, правдивы, честны, выдержанны и чутки по отношению к людям, тогда они пользуются большим авторитетом в семье, дети относятся к ним с глубоким уважением и стремятся подражать им в своём поведении.
Для учащихся младшего возраста крайне тягостны длинные, однообразные поучения, поэтому их следует избегать, но вместе с тем необходимо постоянно помогать детям разбираться в нравственных понятиях.
В условиях семьи всегда найдётся повод к тому, чтобы в связи с детской передачей по радио, в связи с рассказом гостя-стахановца, в связи с тем, что сообщается на очередной странице детского календаря и т. д., обратить внимание детей на патриотическое поведение советских людей, в частности молодёжи, пионеров. В «Пионерской правде» часто появляются сообщения о героических поступках советских детей (такой-то пионер спас тонущего товарища, другой предупредил крушение поезда и пр.)
Особенно большое значение приобретает метод показа для воспитания у детей хороших манер, которые должны выражать внутреннюю организованность и культуру школьников.
Нравственные убеждения, взгляды, чувства и привычки формируются и укрепляются больше всего в процессе повседневной деятельности. Следовательно, родители должны эту деятельность детей организовывать и направлять.
Это делается, конечно, не сразу и требует от родителей постоянного и серьёзного внимания к ребёнку.
Большое значение в воспитании у детей коммунистической нравственности имеет поощр ение .
Если ребёнок высказывает желание быть, когда вырастет, самым лучшим стахановцем в колхозе, или танкистом, чтобы защищать родину, или если он проявляет заботу о маленьких сестрёнках, о родителях, или добросовестно выполняет задание родителей или школы, стараясь добиться хорошего качества и довести дело до конца, то родители должны выразить ему своё поощрение. При этом нельзя захваливать детей, высказывать излишнее восхищение по поводу каждого хорошего поступка или суждения ребёнка, так как это может отрицательно повлиять на его воспитание. Положительные поступки детей следует всегда отмечать ласковым, но сдержанным поощрением.
Формы поощрения могут быть самые разнообразные. Иногда это просто ласковая улыбка, одобрительное замечание, сдержанное, но отчётливое выражение родительской гордости, иногда это награда в виде совместной прогулки, посещения клуба, театра, иногда подарок в виде книги, портфеля для учебников, игрушки. При этом родители говорят школьнику: «Ты так хорошо себя ведёшь, так заботливо ко всем относишься, что нам захотелось купить тебе эту вещь, чтобы порадовать тебя».
Особенно важно использовать метод поощрения, когда ребёнок ещё не достиг многого в смысле нравственного и организованного поведения, но под влиянием родителей и учителей делает известные успехи и старается исправить свои недостатки. В этих случаях очень важно вовремя отметить эти усилия ребёнка и поддержать его ласковым поощрением. Внимательное отношение родителей вызывает у ребёнка желание и в дальнейшем совершать хорошие поступки, лучше учиться, лучше вести себя.
Если родители правильно пользуются методом поощрения, то им обычно удаётся создать очень тесный контакт с детьми, добиться взаимного понимания и положительно влиять на их воспитание.
Совершенно недопустимы физические меры воздействия. Эти меры в некоторых семьях ещё применяются, и учителям в этом отношении необходимо вести большую разъяснительную работу среди родителей.
Физические наказания никогда не могут способствовать формированию нравственных убеждений и чувств ребёнка. Они могут лишь притупить сознание, заставить ребёнка лгать, изворачиваться. Если у родителей порой и создаётся такое впечатление, что ребёнок под влиянием физических наказаний покорился, то они должны понять, что это — покорность рабская, основанная на страхе.
Меры взыскания в советской семье применяются прежде всего с целью повлиять на сознание ребёнка. Такими мерами являются замечание, выговор, проявление некоторой холодности к ребёнку на протяжении известного времени, лишение удовольствий, в известных случаях нежелание с ним в течение двух-трёх часов разговаривать и т. д.
В тех случаях, когда ребёнок под влиянием той или иной меры воздействия стремится вести себя лучше и начинает всё более и более охотно выполнять требования родителей, очень важно поддержать его поощрением, подбодрить с тем, чтобы закрепить его попытки улучшить своё поведение.
Меры взыскания должны умело сочетаться с мерами поощрения.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова