Воспитание коммунистической нравственности у детей в семье в начальных классах

vospitanie kommunisticheskoj nravstvennosti u detej v seme v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Воспитание коммунистической морали у детей — важнейшая задача школы и семьи. Эта задача является весьма сложной и требует особенно внимательного педагогического подхода. Родители испытывают больше всего затруднений в выполнении именно этой задачи. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за победу коммунизма. Это означает, что нужно так воспитывать детей, чтобы они горячо любили свою родину, с радостью брались за любую работу, которая может быть полезной для родной страны: участие в лесонасаждениях и создании новых прудов и водоёмов, помощь в борьбе с вредителями колхозных полей, участие в уборке урожая, в разведении садов, посылке подарков сиротам погибших героев Великой Отечественной войны и т. д. Любая, самая маленькая общественно-полезная работа есть посильный вклад детей в великое дело борьбы за коммунизм и в этом её огромное воспитательное значение. Такая работа способствует формированию у детей коммунистической нравственности.

Долг родителей всеми мерами поддерживать патриотическую деятельность молодого поколения.

Воспитывать детей в духе коммунистической нравственности — это значит, воспитывать у них социалистическое отнош ение к труду, т. е. готовить их к тому, чтобы в будущем они стремились работать по-стахановски и добивались высокой производительности труда.

Воспитание коммунистической нравственности означает также воспитание у школьников высокой с ознательной дисциплины , умения подчинять своё поведение интересам общества, интересам школьного коллектива, интересам семьи. Родители должны воспитывать у детей такую дисциплину, которая проявляется в совершенно сознательном и добровольном выполнении режима жизни, установленного в семье, в подчинении правилам поведения и обязательном выполнении требований родителей даже в тех случаях, когда приходится отказываться от чего-то приятного, интересного. Например, девочке хочется вместе с подругами идти купаться, но мать напоминает ей, что в эти часы она должна работать с нею в огороде. И нужно, чтобы девочка не обижалась, не спорила, а сознательно отказалась от удовольствия пойти на реку и взялась за выполнение своей постоянной трудовой обязанности.

Если такая сознательная дисциплина будет воспитана у детей с раннего детства, то и в будущем для них интересы общества и государства будут выше личных интересов, т. е. дети вырастут сознательными и организованными борцами за коммунизм.

Воспитание бережного отношения к с оциалистической собственно сти есть также воспитание коммунистической нравственности. Когда школьники вырастут и станут работать на заводах, на фабриках, в учреждениях, их обязанностью будет всеми силами беречь государственное достояние и умножать его. Это качество надо воспитывать у детей с ранних лет, приучая их к бережному отношению к игрушкам, книгам, к каждой вещи. Детям надо внушать, что в каждую вещь вложен человеческий труд и что этот труд надо уважать и ценить.

Воспитание детей в духе коммунистической нравственности означает также воспитание их в духе социалистического гуманизма , т. е. чуткого отношения к людям, уважения и вежливого отношения к старшим, проявления особого внимания к старикам и маленьким детям, правдивости, достойного поведения на улице, в трамваях и т. д.

Очень важно приучать детей не только к тому, чтобы они добросовестно выполняли установленные правила поведения, но чтобы они проявляли инициативу, изобретательность в доказательствах своей любви и своего внимания к близким людям и всем окружающим.

Родители должны так воспитывать детей, чтобы они сами догадывались оказывать нужную услугу старшим: по собственной инициативе разогревали бы обед перед приходом родителей с работы, догадывались подать матери туфли, починить игрушки маленьким сестрёнкам или братишкам, покормить их, занять их интересной игрой.

Такое поведение детей является показателем того, что у них уже в какой- то мере воспитаны элементы гуманного отношения к людям, и при постоянном воспитательном влиянии со стороны учителей и родителей это чувство постепенно перерастёт в подлинный социалистический гуманизм, когда дети приобретут замечательное качество любви к своему народу и будут во имя счастья народа трудиться, творить и совершать подвиги.

Огромное значение в деле воспитания у детей коммунистической нравственности имеет пример родителей и старших чл енов семьи.

Когда сами родители являются горячими патриотами своей родины и выражают это в самоотверженном труде по выполнению планов сталинских пятилеток, когда родители показывают примеры организованности во всей своей жизни, когда они с величайшим уважением относятся к общественной собственности, правдивы, честны, выдержанны и чутки по отношению к людям, тогда они пользуются большим авторитетом в семье, дети относятся к ним с глубоким уважением и стремятся подражать им в своём поведении.

Значительную роль в воспитании у детей коммунистической нравственности, как уже указывалось выше, играет убеждение .

Для учащихся младшего возраста крайне тягостны длинные, однообразные поучения, поэтому их следует избегать, но вместе с тем необходимо постоянно помогать детям разбираться в нравственных понятиях.

В условиях семьи всегда найдётся повод к тому, чтобы в связи с детской передачей по радио, в связи с рассказом гостя-стахановца, в связи с тем, что сообщается на очередной странице детского календаря и т. д., обратить внимание детей на патриотическое поведение советских людей, в частности молодёжи, пионеров. В «Пионерской правде» часто появляются сообщения о героических поступках советских детей (такой-то пионер спас тонущего товарища, другой предупредил крушение поезда и пр.)

В деле воспитания у детей организованности, чуткости, вежливости особенное значение имеет метод показа . Очень часто дети хорошо сознают, что нужно быть организованными, чуткими, вежливыми и т. п., но они не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. Им следует показать , что они должны сделать для родителей, для бабушки, для младших братьев и сестёр, чтобы проявить по отношению к ним внимание и заботу, как они должны держать себя, когда кто-то в семье занимается, когда приходят гости, когда родители чем-то особенно озабочены или огорчены, как нужно держать себя за столом и т. д. Во всех этих случаях следует показать, как при тех или иных обстоятельствах дети должны поступать.

Особенно большое значение приобретает метод показа для воспитания у детей хороших манер, которые должны выражать внутреннюю организованность и культуру школьников.

Нравственные убеждения, взгляды, чувства и привычки формируются и укрепляются больше всего в процессе повседневной деятельности. Следовательно, родители должны эту деятельность детей организовывать и направлять.

Необходимо при этом помнить о значении упр аж н е ний . Если ребёнок совершает хорошие нравственные поступки лишь изредка, под влиянием особо благожелательного настроения или сочувствия, или по указанию кого-либо из окружающих, а в повседневной жизни он бывает невнимателен к окружающим, то это доказывает, что больших успехов в его нравственном воспитании ещё нет. Поэтому надо следить за тем, чтобы ребёнок всегда старался в трудную минуту оказать посильную помощь окружающим, чтобы он постоянно выполнял какие-то небольшие, но нужные для семьи трудовые обязанности, чтобы он всегда вёл себя организованно и культурно.

Это делается, конечно, не сразу и требует от родителей постоянного и серьёзного внимания к ребёнку.

Большое значение в воспитании у детей коммунистической нравственности имеет поощр ение .

Если ребёнок высказывает желание быть, когда вырастет, самым лучшим стахановцем в колхозе, или танкистом, чтобы защищать родину, или если он проявляет заботу о маленьких сестрёнках, о родителях, или добросовестно выполняет задание родителей или школы, стараясь добиться хорошего качества и довести дело до конца, то родители должны выразить ему своё поощрение. При этом нельзя захваливать детей, высказывать излишнее восхищение по поводу каждого хорошего поступка или суждения ребёнка, так как это может отрицательно повлиять на его воспитание. Положительные поступки детей следует всегда отмечать ласковым, но сдержанным поощрением.

Формы поощрения могут быть самые разнообразные. Иногда это просто ласковая улыбка, одобрительное замечание, сдержанное, но отчётливое выражение родительской гордости, иногда это награда в виде совместной прогулки, посещения клуба, театра, иногда подарок в виде книги, портфеля для учебников, игрушки. При этом родители говорят школьнику: «Ты так хорошо себя ведёшь, так заботливо ко всем относишься, что нам захотелось купить тебе эту вещь, чтобы порадовать тебя».

Особенно важно использовать метод поощрения, когда ребёнок ещё не достиг многого в смысле нравственного и организованного поведения, но под влиянием родителей и учителей делает известные успехи и старается исправить свои недостатки. В этих случаях очень важно вовремя отметить эти усилия ребёнка и поддержать его ласковым поощрением. Внимательное отношение родителей вызывает у ребёнка желание и в дальнейшем совершать хорошие поступки, лучше учиться, лучше вести себя.

Если родители правильно пользуются методом поощрения, то им обычно удаётся создать очень тесный контакт с детьми, добиться взаимного понимания и положительно влиять на их воспитание.

Воспитательное значение имеют также и мер ы в зы с кания, как проявление последовательной, настойчивой требовательности к детям. В тех случаях, когда дети не подчиняются требованиям родителей, ни в коем случае нельзя отступать, а следует добиться выполнения требований, пользуясь мерами взыскания. Применение мер взыскания имеет целью помочь детям осознать недостатки своего поведения и вызвать желание исправиться. Только при этом условии меры взыскания окажут воспитательное влияние на ребёнка.

Совершенно недопустимы физические меры воздействия. Эти меры в некоторых семьях ещё применяются, и учителям в этом отношении необходимо вести большую разъяснительную работу среди родителей.

Физические наказания никогда не могут способствовать формированию нравственных убеждений и чувств ребёнка. Они могут лишь притупить сознание, заставить ребёнка лгать, изворачиваться. Если у родителей порой и создаётся такое впечатление, что ребёнок под влиянием физических наказаний покорился, то они должны понять, что это — покорность рабская, основанная на страхе.

Физические меры воздействия — это пережиток старого буржуазного строя, когда господствующему классу нужно было с ранних лет приучать пролетарских детей к рабскому подчинению. Именно поэтому эти меры поддерживались и в семейном воспитании. Советская семья так же как и советская школа воспитывает у детей сознательность, чувство человеческого достоинства, чувство чести советского человека, и она категорически должна отказаться от старых буржуазных методов воспитания.

Меры взыскания в советской семье применяются прежде всего с целью повлиять на сознание ребёнка. Такими мерами являются замечание, выговор, проявление некоторой холодности к ребёнку на протяжении известного времени, лишение удовольствий, в известных случаях нежелание с ним в течение двух-трёх часов разговаривать и т. д.

Задача учителей школы разъяснить родителям, в каких случаях и каким образом следует применять ту или иную меру воздействия, обратить внимание родителей на то, что они должны всегда это делать без излишней горячности, быть справедливыми, учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка, быть при этом всегда последовательными и не оставлять без соответствующей меры взыскания проявления со стороны детей грубости, непослушания, недисциплинированности и т. п.

В тех случаях, когда ребёнок под влиянием той или иной меры воздействия стремится вести себя лучше и начинает всё более и более охотно выполнять требования родителей, очень важно поддержать его поощрением, подбодрить с тем, чтобы закрепить его попытки улучшить своё поведение.

Меры взыскания должны умело сочетаться с мерами поощрения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment